Но вот что странно. Как только начинаешь разговаривать об «идеальном школьном дворе», слышишь от большинства собеседников про роскошные клумбы, деревья и прочую наведенную взрослыми красоту. Словно речь идет вовсе не о том месте, где каждый день собирается множество детей, а о желанном месте для отдыха уставших от повседневных забот взрослых. Словно школьный двор - это не пространство детской свободы, а еще одно место для воспитания детей по установленным взрослыми правилам. Вот вам, дорогие дети, красивый «культурный» двор - ведите себя соответствующе.

И дети ведут.

До того момента, пока находятся под присмотром учителей. А по вечерам таким школам приходится охранять эту «красивую культуру» школьного двора от... своих же учеников (в том числе бывших), которые, оказавшись на свободе, превращаются в обычных подростков.

А ведь если спросить самих ребят, что именно хотели бы они видеть на школьном дворе, большинство скажет совсем не о цветах и ухоженных газонах. Дети любят бегать, лазить, играть, а многие ли школьные дворы это позволяют? Разве можно носиться по школьному двору сломя голову? Это же неприлично! Или играть в футбол... Есть спортивный зал, футбольное поле - там и играйте в специально отведенное время. А на переменке или после урока да прямо во дворе - ну что вы, мяч может и в окно попасть!

Нет, конечно, дети все равно играют, но часто ли встретишь в России представителей школьной администрации, которые в своих заботах о школьном дворе в первую очередь думали бы о его игровом обустройстве?

А вот эстетикой школьного двора - зачастую в специфически взрослом понимании - занимаются многие.

Ничего плохого в этом, разумеется, нет, за исключением одного «но» - если эта эстетика не вступает в противоречие с детскими потребностями и интересами.

Это есть эстетика, созидаемая взрослыми совместно с детьми. В этой эстетике происходит самовыражение и диалог детей и взрослых, тогда такой эстетике нет цены...

Школьный двор, который работает для детей, всегда и создается вместе с ними. В конце концов школьный двор - это огромное пространство для создания совместных дизайн-проектов: можно и конкурс провести на лучшую идею по оборудованию школьного двора, а потом и участие принять в этом самом его оборудовании... И не надо бояться неизбежной эклектики - разные команды заслуживают право на реализацию своих идей в разных уголках двора.

Загляните на школьный двор после уроков или во время перемены, и вы очень многое поймете про эту школу: в какие игры играют (и играют ли вообще!) дети, как они играют, как общаются друг с другом, о чем и как разговаривают выходящие за порог школы старшеклассники...

Мониторинг школьного двора - это самый надежный и качественный мониторинг содержания и качества образовательного процесса в школе.

Нереальное, несбыточное, невозможное оказалось достижимым и возможным. Я убеждена в том, что дети должны расти и воспитываться в красоте и созерцать красоту ежедневно, ежечасно, ежеминутно и понимать, что красота - это необходимый спутник в их жизни. Красота, по моему мнению, это обязательный фактор в воспитании.

Однако этот, казалось бы, бесспорный тезис вызывал немало скептицизма почти у всех окружающих. Главная фраза, которая повторялась, как рефрен: «Да вы знаете, что дети со всем этим сделают? Это же дети!.. Они бегают, прыгают, дерутся, увлекаются, их не удержать... Здесь будет пустыня!» Но моя упрямая вера в то, что при желании все возможно, стала понемногу вербовать добровольцев в ряды тех «безумцев», кто все-таки решил попробовать и изменить банальный и скучный вид типового школьного двора. Сначала разбили двор на зоны: отдыха, спорта и т.д. Стали разбивать грядки и сажать деревья. И тут в школу пошли родители ребят с предложением привезти саженцы кустарников и деревьев, к посадке деревьев подключились пограничники, была заложена аллея выпускников.

Работа на школьном дворе стала полем деятельности и для учеников как на уроках труда, так и во внеурочное время. Появились энтузиасты, которые увлеченно работали рядом со взрослыми. Так школьный двор стал местом труда и вдохновения.

Один из участков двора поначалу был «мусоросборником», и именно здесь мы решили разбить «альпийскую горку», поставить мосточек, мельницу, клумбу-«телегу», и клумбу-«петуха». Возле центрального входа появилась асфальтированная дорожка для проведения линеек и торжественных мероприятий. В центр дорожки ученики с учителями вручную наносили дерн, разбили клумбу-«ромашку» и посадили цветы. Сегодня мы считаем ее нашей достопримечательностью.

Школьный двор стал настоящим проектом развития, который разрабатывали коллективно учителя и ученики. Этот проект предусматривал посадку зеленых насаждений и клумб, установку цветочных ваз, формирование ярусных клумб при центральном входе в школу, оформление уличной сцены цветочными партерами, обрамление газонов цветочным орнаментом, а также создание многофункциональной спортивной площадки и доработку детской игровой и спортивной площадки. Все эти мероприятия уже реализованы. В ближайшей перспективе хотим посадить березовую аллею, создать цветочные арки, соорудить искусственный водоем и оранжерею перед входом в школу. Каждый новый день приходят к нам все новые добровольные помощники. Люди не просто восторгаются рукотворной красотой, но и сами хотят поучаствовать в ее создании. Да и дети стали себя вести совершенно по-другому: они учатся ценить красоту, они становятся более уравновешенными, спокойными, исчезает агрессивность. Действительно, красота облагораживает.

Валентина ВОСКОБОЕВА, директор Мангутской школы, Кыринский район, Забайкальский край