Нина КУЗЬМИНА, учитель истории областного лицея для одаренных детей «Лидер», Волгоград:

- Прогнозы - вещь неблагодарная, и все-таки, думаю, точного совпадения результатов пробного и реального экзаменов не будет. Одно дело, когда ребенок отвечает на вопросы пробного теста в спокойной обстановке, в знакомом классе. И совсем другое, когда он попадает на ЕГЭ в чужую школу - это уже некомфортно. Да еще у выпускника решается судьба: получит ли аттестат, поступит ли в вуз - психологическая нагрузка огромная. Дети по-разному переживают стрессовую ситуацию экзамена. Одних нервное возбуждение подстегивает, а другим мешает. Кроме того, всех, в том числе и нас, учителей, волнует, будут ли реальные задания усложнены по сравнению с демоверсиями. Этот фактор тоже повлияет на результаты. В общем, разница между реальными и пробными итогами ЕГЭ должна быть, но вот какая, покажет время.

Светлана ТРУБЧЕНИНОВА, учитель географии школы №3, Ноябрьск:

- Имея опыт проведения ЕГЭ, я пришла к выводу, что результаты пробных экзаменов мало отличаются от итогов основного. Думаю, это связано с тем, что результатом любого экзамена является показатель знаний учащихся, полученных в школе за весь период обучения, и уровень самообразования. Ребята, систематически повышающие уровень знаний, ответственно относятся к любому экзамену. Хотя в некоторых случаях ученикам не удается справиться с волнением, и это может сказаться на результатах ЕГЭ. С такими детьми должна быть проведена работа психологов для подготовки к экзамену, да и к дальнейшей жизни. Ведь умение справиться с волнением пригодится всегда.

Елена ДАНИЛИНА, учитель истории, заместитель директора многоуровневого образовательного комплекса №2, Воронеж:

- В этом году и в Воронеже, и в области общего пробного экзамена не было. Раньше он обычно проводился в апреле, теперь его отменили, говорят, из-за нехватки средств. Вначале даже шла речь о том, чтобы организовать платный пробный экзамен, но когда посчитали, выяснилось, что и в 300 рублей на одного ученика не уложиться, в итоге школы сами решали, проводить им тренировочные экзамены или нет. Мы свой пробный провели еще в декабре, во время зимней сессии. Думаю, сильных различий в результатах с настоящим ЕГЭ не будет, возможно, итоги предстоящих экзаменов окажутся даже чуть лучше. Все-таки наши учителя, на мой взгляд, более требовательны в оценках. Но самые большие тревоги связаны с математикой в гуманитарных классах. Как мы ни просили, все равно математику сделали обязательным экзаменом, хотя обсуждался вариант, чтобы дети сдавали ее по выбору. Каковы будут результаты по математике в гуманитарных классах, предсказать сложно, но, боюсь, не очень хорошие.

Людмила ЧУСОВИТИНА, учитель математики лицея №130, Новосибирск:

- Мне кажется, вопрос сегодня стоит поставить иначе. Например, в девятых классах ЕГЭ не нужен. В выпускных классах, возможно, нужен, хотя беспокоит то, что постоянно понижается планка, падает уровень образования по математике, меняются требования и формат заданий. ЕГЭ - удовольствие очень дорогое как в плане его проведения, так и в плане расходов на пособия. Например, родители покупают пособия по 600 рублей, но ведь в будущем они пригодятся только тем немногим ребятам, которые станут заниматься математикой дальше. В условиях кризиса лучше бы пустить такие огромные деньги, которые сегодня отпускаются на ЕГЭ, на здоровьесбережение. Такая тотальная проверка учителям тоже не нужна. Я бы проверяла качество вузовской подготовки учителей, врачей, инженеров. А конкретно на вопрос могу сказать: как опытный учитель, я могу подготовить учеников к любым испытаниям, будь то ЕГЭ или Всероссийская олимпиада. Конечно, нужна тренировка, нужен пробный экзамен. Уверена, что результаты у наших ребят будут одинаково хорошие.