Самая главная цель дошкольного образования, по общему признанию, - обеспечить полноценное развитие личности ребенка. В дошкольном детстве, по моему глубокому убеждению, образование не должно быть однобоким и односторонним, в равной степени должно уделяться внимание физическому, нравственному, интеллектуальному, художественно-речевому, социально-личностному развитию ребенка. Причем такое разностороннее его развитие должно осуществляться не только на пороге школы, но и на протяжении всего периода дошкольного детства с учетом особенностей возраста малыша.

Поскольку почти половина детей сегодня не посещают детские сады по разным причинам, то решение этой ответственной и важной задачи становится заботой мам и пап. Но родителям порой бывает трудно определить, как лучше подготовить ребенка к школе, как его развивать, какую литературу при этом использовать.

И нередко возникает один и тот же вопрос: на что все-таки нужно делать упор в образовании дошколят - на приобретение ребенком конкретных знаний и умений или на воспитание каких-то личностных качеств?

Дошкольной педагогикой давно доказано, что формирование у ребенка определенных знаний, обучение детей грамоте (математике, чтению и др.) могут иметь место как в образовательном процессе детского сада, так и в условиях семейного воспитания. Но все-таки основная задача дошкольного периода детства - это развитие личностных качеств ребенка, которые помогут ему быть успешным в освоении любой программы первого класса школы. Как показывает практика, ребенку, умеющему бегло читать, хорошо считать и писать, в школе становится неинтересно, поэтому со временем он нередко начинает отставать от сверстников.

Специалисты по праву считают, что очень важно сформировать у ребенка психологическую готовность к школе (умение общаться, слушать и слышать речь взрослого, планировать свою деятельность и завершать ее, т. е. доводить до конца и т. д.). Особого внимания от взрослых требует воспитание гигиенических навыков и самообслуживания, а также самостоятельности, инициативности, творчества. Эти качества помогают ребенку лучше осваивать образовательную программу, безболезненно внедриться в школьный коллектив, чувствовать себя комфортно и уверенно в среде сверстников.

Если говорить о том, могут ли родители, чьи дети не ходили в детский сад, рассчитывать на одинаковый старт в школе их детей с выпускниками детских садов, то здесь нет однозначного ответа.

Дети приходят в школу с различной подготовкой: в одних семьях не придают особого значения их образованию, в других, наоборот, настолько «перенасыщают» ребенка различными знаниями, что он в результате теряет интерес к школе и желание идти в первый класс. Поэтому литература издательства «Дрофа», которую мы выпускаем, направлена именно на то, чтобы помочь педагогам, родителям и другим взрослым правильно строить взаимоотношения с ребенком, учитывать его интересы, возможности, возрастные особенности и законы развития.

В «Дрофе» представлены 3 главных направления литературы по дошкольному образованию:

- пособия для педагогов, желающих повысить свою компетентность и уровень профессионального мастерства;

- пособия для родителей, где в доступной форме рассказывается о возрастных особенностях детей и о том, как нужно с ними общаться;

- литература для детей (рабочие тетради и различные дидактические материалы, в которых пошагово расписаны разные виды занятий с детьми по математике, обучению элементарной грамоте и развитию речи, а также навыкам изобразительной, конструктивной, игровой деятельности).

По признанию специалистов, самой главной деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Именно поэтому мы разработали серию учебно-методической литературы «Давайте поиграем!». В свет уже вышли два сборника различных игр: «Играю - значит интересно живу» и «Игры для всей семьи», в которых представлено более 600 игр различной тематики и содержания. Эти книги помогут организовать интересный досуг и полезные занятия с малышом. Например, не отвлекаясь от приготовления обеда, мама может поиграть с ребенком в игры «Попробуй на вкус», «Собери с закрытыми глазами», «Экономная хозяйка», «Веселый кулинар» и др. Такие игры помогут приобщить детей к участию в домашних делах, а также развить чувство вкуса, цвета, быстроту, сноровку, смекалку, мелкую моторику пальцев рук и др.

Современная детская литература должна обязательно уделять внимание здоровью ребенка и, как никогда раньше, формированию у детей основ безопасного поведения. «Дрофа» издает серию учебных пособий по ОБЖ «Шажок за порог», учебно-методический комплект «Азбука дорожного движения». Важно научить ребенка принимать первые шаги, правильные решения в нестандартных для него ситуациях, он должен знать, как вести себя на улице, при встрече с незнакомыми людьми, с животными, растениями. Книги этой серии нацелены не только на формирование у детей основ безопасного поведения, но и на воспитание бережного отношения к природе. Один из наших авторов - известная писательница, врач и психолог Ирина Соковня - рассказывала нам о том, как она апробирует содержание своих книг в работе с детьми и как однажды оказалась свидетелем замечательной истории. Маленький чукча подобрал с земли кем-то сломанную веточку: «Живое, однако...» И вкопал ее в песочницу: «Должно вырасти». «Мы усиленно поливали эту ветку, и она (представляете?) действительно дала корни, - говорила писательница. - Чукотский ребенок не может просто сломать ветку. Уж очень она ему дорога».

Надо сказать, что в книге «Не кусайся!» как раз и отражена связь детей с природой, бережное отношение к ней. К примеру, что следует делать при встрече в лесу со змеей или как относиться к бездомным кошкам и собакам, как можно помочь птицам зимой и др.

Издательство «Дрофа» выпускает два универсальных комплекта академика М.М.Безруких и Т.А.Филипповой - «Ступеньки к школе» и «Ступеньки к грамоте», которые используются не только педагогами детских садов, но и родителями малышей. В комплекте 20 рабочих тетрадей, содержащих игровые задания по математике, изобразительной деятельности, развитию речи, обучению грамоте. Опыт работы различных регионов говорит о том, что ребенок, с которым занимаются по этому комплекту в саду или дома, оказывается хорошо подготовленным к школе без вреда для его психического и физического здоровья. А это очень важно, особенно сейчас, когда ребенка натаскивают, перегружают, словом, усилено обучают перед школой.

В ближайшее время «Дрофа» планирует выпустить книгу «Игрушки наших детей. Как выбирать игрушки?», поскольку этот вопрос очень беспокоит и педагогов, и родителей. Игрушка должна развивать воображение, память, творчество, давать толчок к мыслительной деятельности и ни в коем случае не провоцировать агрессию, жестокость, насилие и т. д. Книга адресована и педагогам, и родителям. В ней очень много полезных сведений высокопрофессиональных педагогов о том, что несут в себе современные игрушки, которые поражают и взрослых, и детей своими супервозможностями и высокими техническими характеристиками: различные роботы, управляемые машины, куклы, умеющие смеяться, плакать, говорить, ходить и т. д. По мнению психологов, действия детей с подобными игрушками однообразны и стереотипны. А это означает, что в игре полностью исключается развитие таких ценных качеств, как творческая активность, самостоятельность, воображение, инициативность и изобретательность.

Образовательный процесс должен вызывать интерес у ребенка, осуществляться на основе игры или игровых приемов. В пособиях издательства «Дрофа» очень много заданий, направленных на развитие у детей логического мышления, таких как «Найди лишний предмет», «Сравни картинки», «Догадайся, где спрятано?» и других. Выполняя эти задания, ребенок учится обобщать, сравнивать, анализировать, делать первые обобщения и выводы.

В последнее время педагоги и родители жалуются, что дети стали рассеянными и невнимательными и это напрямую сказывается на их успеваемости в школе. А такие задания помогают концентрировать внимание и воспитывать качества личности, которые будут полезны в освоении любой школьной программы.

Что же предлагает «Дрофа» для организации летнего отдыха дошкольников?

Самое главное - не мучайте ребенка скучными тренировками. Советуем обратить внимание на наши книги серии «Психология». Они помогут вам обеспечить своему малышу счастливое, активное, богатое впечатлениями и положительными эмоциями детство, развить у него качества и способности, необходимые в дальнейшей жизни. Полистайте книги серии «Давайте поиграем» - и вы оцените магическую и волшебную силу детской игры, сможете организовать занятия, которые станут залогом счастливой дошкольной поры детства. С пользой для ребенка произойдет и его знакомство с книгами серии «Мир природы», где нет ничего выдуманного - их содержание основано на подлинных наблюдениях ученых-природоведов.

Хорошо будет вместе с ребенком заняться летом и продуктивной деятельностью - рисованием, аппликацией, конструированием, ведь летом столько подручного материала! Книги серии «Изобразительная деятельность» помогут в изготовлении разнообразных поделок, украшений, панно. Такие занятия полезны не только для развития фантазии и художественного вкуса, но и для развития мелкой моторики пальцев. А это, по мнению специалистов, залог успешного освоения письма. Так что «Дрофа» желает всем полезного, но обязательно веселого лета!!!