В нашем центре созданы Музей природы и Музей естественной истории Центральной России; есть богатый музейный фонд, в котором свыше 4,5 тысячи единиц хранения; подготовлены кадры для музейно-методической и экскурсионной деятельности.

Традиционная форма работы - комплексная обзорная экскурсия «Музейные коллекции и экспозиции МДЭБЦ». Во время экскурсии можно побывать в Музее природы, где представлены коллекции птиц и насекомых России, а также тропической и субтропической зон; в Музее естественной истории Центральной России, где представлена палеонтологическая коллекция; в биологической лаборатории цифровых технологий; посмотреть экспозицию «Аквариальная»; Зимний ботанический сад, уголок живой природы.

У нас также проводятся тематические экскурсии с интерактивными элементами. Они позволяют выйти за рамки школьных учебников по естественно-научным дисциплинам: биологии, географии, экологии. Так, живой интерес вызывает тематическая экскурсия «Бабочки России и мира», во время которой ребята подробно знакомятся с экспозицией бабочек Музея природы. В центре внимания находятся наиболее яркие экспонаты коллекции, разбираются особенности внешнего строения чешуекрылых, жизненный цикл бабочки, условия обитания, способы защиты от врагов, дается представление о систематике, географии и разнообразии бабочек. Занятие включает слайд-презентации, фрагмент фильма о выходе взрослой особи из куколки, викторину и тестовые задания.

Практические занятия в биологической лаборатории цифровых технологий позволяют сформировать у экскурсантов элементарные знания о микроскопическом строении животного и растительного мира. В ходе практического занятия «Наблюдение с помощью микроскопа» ребята узнают об изобретении микроскопа и важных открытиях молекулярной биологии, просматривают в бинокулярную лупу лист растения, насекомых, изучают с помощью цифрового микроскопа и мультимедийного проектора крыло бабочки, перо птицы, кожу змеи.

Одним из перспективных направлений музейно-экскурсионной работы стала разработка и апробация этноэкологической экскурсионной программы «Жива традиция». Для ее создания мы изучили работу детских центров государственных этнографических музеев и музеев декоративно-прикладного искусства (Детский центр Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Школа ремесел Российского этнографического музея Санкт-Петербурга, Дом ремесел Ростова Великого).

Основная цель новой программы - формирование интереса школьников к культурному наследию русского народа на основе экологического и этнографического материала. Программа включает в себя этнографический и экологический компоненты, предполагает использование интерактивной экскурсионной методики и организацию практической, творческой деятельности учеников. Этнографический компонент содержит сведения по этнической истории русского народа и знакомит с основными чертами традиционной культуры. Вся хозяйственная деятельность наших предков была основана на традиционном экологическом знании, изучение которого положено в основу экологического компонента экскурсионной программы.

Для реализации программы была создана мастерская детского творчества. Интерьер мастерской выполнен с учетом традиций народного быта. Здесь есть деревянные резные столы, лавки, декоративные деревянные полки, утварь, чайный столик с самоваром, гончарные и декоративные изделия традиционных народных промыслов, творческие работы педагогов и детей учебных объединений «Живая глина», «Рукоделие», «Художественная керамика и экология».

Педагоги дополнили этнографическим компонентом экскурсионные занятия в Музее природы, разработали интерактивные занятия на опытном участке, отдельный цикл занятий в мастерской детского творчества. Особенно интересным оказалось занятие «Лечебный цветник». Оно начинается с экскурсии по опытному участку, где ребята знакомятся с историей возникновения аптекарских огородов в Москве и их практическим назначением, с десятью видами лекарственных растений опытного участка и способами их применения в народной медицине. Практическая часть занятия проходит в учебном классе ботанического отдела. Детям предлагают продегустировать витаминные чаи и отвары, определить их состав, а также найти растение в осеннем букете и объяснить его лекарственные свойства.

Дмитрий МОРГУН, заместитель директора; Татьяна ЩЕРБАКОВА, методист по экскурсионной работе Московского детского эколого-биологического центра

Веб-сайт: http://www.mgsun.ru