Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Развитие:

- способов умственных действий;

- умения работать в команде, избегать конфликтов;

- умения решать возникающие проблемы, преодолевать трудности.

Задачи, стоящие перед учителем:

- создать игровую ситуацию согласно сценарию;

- вовлечь учеников в игровую деятельность;

- мотивировать детей к познавательной активности;

- содействовать самоорганизации учеников;

- разработать проблемные вопросы и ситуации;

- актуализировать знания по теме модуля для дальнейшего всестороннего изучения.

Задачи, стоящие перед учениками:

- участвовать в имитационной игре «Необитаемый остров»;

- принять на себя соответствующие роли и действовать в ситуации неопределенности;

- использовать командный потенциал для достижения цели;

- вспомнить изученные ранее понятия и рассмотреть их в системе.

Размышления к уроку

К тебе впервые приходят ученики. Как составить и провести урок, чтобы он не пропал в веренице последующих встреч, стал точкой опоры для дальнейшего совместного плодотворного труда? Каждый год перед каждым новым классом задаю себе эти вопросы.

Цель вводных уроков – познакомить с содержанием предмета, методами его изучения. Но экономика – особый предмет. Так или иначе ученики встречаются с экономическими понятиями при изучении истории, обществознания, географии и даже математики. Поэтому образовательной целью урока стала актуализация имеющихся знаний, подготовка старшеклассников к серьезному изучению материала в дальнейшем.

Первая тема (модуль) дает представление о главной проблеме экономики – проблеме ограниченности ресурсов, основополагающей во время изучения всего курса экономики.

Основные цели первого урока - воспитательные. А образовательные и развивающие подчинены им. Тому есть несколько причин. Во-первых, в нашей школе для десятиклассников экономика выделена в самостоятельный предмет; во-вторых, ребята приступают к обучению у нового учителя; в-третьих, при всей важности образовательных целей, главное, чтобы у детей появилось позитивное отношение к предмету и мотив к активной деятельности. Поэтому основным методом на этом уроке выбрана ролевая игра.

Несмотря на то что урок вводный, он информационно и организационно насыщен, на нем обобщаются знания, развиваются умения и навыки, системное мышление старшеклассников.

Один и тот же урок, проведенный с различными группами учащихся, окрашивается разнообразными красками содержательного характера, эмоционального настроя. Учитель – дирижер, в его руках успех урока, а значит, и успешность всех его участников. Представляю урок, проведенный в начале этого учебного года в моем 10-м классе.

Ход урока

1. Необычное начало урока.

Введение в тему через погружение в ролевую игру.

Учитель: Что такое экономика?

Ученики рассказывают об экономике как науке, демонстрируя знания из курса обществознания.

Учитель: Экономика окружает нас повсюду. Задумывались ли вы, зачем эта наука необходима людям? Можете ли вы описать это понятие?

Версии учеников.

Учитель: Тогда мы приступаем к изучению экономической науки прямо сейчас, но в необычной ситуации. Вы читали роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо»? Представим себя Робинзонами, попавшими на необитаемый остров. Какой вопрос возникает первым?

Ученики: Что делать?

2. Ролевая игра.

Школьники отвечают на собственный вопрос. Высказывания ребят самые разнообразные: от передачи SOS до постройки дома и отдыха на пляже. Учитель применяет метод направляющих вопросов, руководит мыслительной деятельностью учащихся. Постепенно от желания действовать в небольших группах и в одиночку школьники приходят к осознанию: чтобы выжить, надо действовать вместе, сообща: собрать совет, распределить обязанности.

Учитель: Как?

Ученики: По способностям и желанию.

Учитель: А если никто не желает?

Ученики: Тогда все вместе.

Учитель обращает внимание учеников, что во время обсуждения были затронуты важнейшие экономические категории, такие как «ограниченность ресурсов», «первоочередные потребности», «специализация», проблема выбора технологий. Оказывается, даже на необитаемом острове решаются главные вопросы, стоящие перед любой экономикой: что делать, как делать, как распределять? Все основные экономические понятия фиксировались при этом на доске. А диалог продолжился.

Для развития сценария пришлось ввести ограничения: на SOS никто не откликается, цивилизации рядом нет (уплыть, улететь на Большую землю невозможно). Это дало толчок новым идеям учащихся. В ходе дальнейшего обсуждения удалось актуализировать такие экономические понятия, как «натуральное хозяйство», «бартер», «взаимовыгодный обмен», «производительность труда», «деньги» и, наконец, «экономическая система». Ведь остров, несмотря на его отдаленное и обособленное положение, – это сложившаяся система хозяйствования со своими правилами и законами.

Ребята выбрали лидера, который будет управлять ими, распределять же добытые блага решили по потребностям, а в случае затруднения - поровну.

Так, шаг за шагом, учащиеся подошли к понятию «экономика как хозяйство».

Учитель: Что же изучает экономика как наука? Сможете вы, опираясь на систему полученных знаний, составить определение экономики как науки?

Ученики дали свои довольно полные трактовки «экономики как науки». Вот одна из них: «Экономика – это наука, которая помогает людям отвечать на вопросы что и как делать, чтобы жить достойно».

3. Обобщение знаний.

Класс подошел к основному вопросу.

Учитель: Какая главная цель экономики?

Ученики: Наилучшим способом использовать имеющиеся ресурсы для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

Учитель: Отсюда вытекает проблема, стоящая как перед отдельным человеком, так и перед предприятием и государством, – проблема выбора. Решать ее мы будем на дальнейших уроках и не только за партой, но и в жизни.

4. Рефлексия.

Ученики делятся впечатлениями, удивляются, как много понятий можно рассмотреть на одном уроке, задают вопросы о том, что будут изучать дальше.

5. Домашнее задание.

Задания на выбор:

1) § 1 учебника (И.В. Липсиц «Экономика 10-11 класс: Базовый уровень»).

2) Составить собственные определения к рассматриваемым на уроке экономическим понятиям (можно с юмором).

3) Составить ответ на вопрос «Предмет и метод экономики», используя структурно-логическую схему (см. схему).

4) Вспомнить примеры из жизни, когда приходилось делать самостоятельный выбор.

Прежде чем выбрать и записать домашнее задание, ученики выслушали напутствие преподавателя: «Знание, добытое самостоятельно, ценнее в сто раз. Впереди - увлекательные экскурсии в мир экономики, и хотелось бы, чтобы гидом был не только учитель, но и вы сами».

6. Итог.

Ученики знакомятся с заданиями на дом и системой рейтинговой оценки их деятельности, самостоятельно начисляют себе первые рейтинговые баллы.

Елена КОКОВИНА, учитель экономики Николо-Кормской средней школы, лауреат XI конкурса методических разработок «Сто друзей», Ярославская область