Для развития экономики нужны новые материалы, для развития медицины - новые лекарственные средства, поэтому химия - это наиболее динамично развивающаяся отрасль знания. И именно в школе каждый человек приобретает тот уровень химической грамотности, который становится базой для дальнейшего профессионального самоопределения.

На уроках химии в школе идет отработка навыков решения задач, написания химических формул и уравнений реакций. Такова специфика предмета. Не менее важно научить ребенка излагать свои мысли, используя научные данные, химическую терминологию. Ведь умение свободно и грамотно говорить - важное качество современного профессионала.

Поэтому одна из задач химического образования в школе – научить детей грамотно использовать научную терминологию. Однако мало попросить ребенка пересказать параграф учебника или прокомментировать у доски ту или иную тему. Нужна система целенаправленных действий по развитию речи на уроках химии.

В данной статье хочу представить свой подход к решению поставленной задачи. Не берусь утверждать, что мной найден единственно верный путь, но систематическое и планомерное использование на уроках предлагаемых методов работы дает положительный результат.

Итак, для развития речи я использую следующие методы:

работа с научным и художественным текстом,

ведение химического словаря,

проектная деятельность учащихся,

организация химического театра.

Наиболее эффективна для полного охвата учеников класса работа с научным или литературным текстом. Это фрагмент из учебника или научно-популярной литературы, отрывок из художественного произведения, информация из Интернета по изучаемой теме. Данный вид деятельности необходим практически на каждом уроке, он вырабатывает навык правильной речи. Конечно, для лингвистов предлагаемые ниже формы работы - повседневная необходимость, но в данном случае речь идет о значимости их использования на уроках естественно-математического цикла.

Так, при работе с научным текстом хороший эффект дает составление вопросов, это способствует осмыслению учебного материала. При составлении вопроса к тексту ребенок учится выделять главное, формулировать свою мысль. И каждый хорошо знает ответ на вопрос, автором которого выступает. Например, при изучении текста о свойствах воды в 8-м классе ребята придумали такие вопросы: «Почему вода - это самое удивительное вещество на свете?», «Почему лед не тонет?», «Сколько воды надо выпивать в сутки?». Дети, формулируя вопрос, утверждаются в знании. Отвечая на вопрос одноклассника, ребенок приобретает навыки научной беседы. Таким образом, учитель организует интеллектуальное общение учащихся.

Работа с научным текстом может предполагать различные уровни сложности. Мобильный поиск информации по тексту, заполнение таблицы на основе данных текста - это наиболее простые задания. Более сложные - написание формул веществ или уравнений химических реакций, упомянутых в тексте. Например, задание и ответ к тексту об открытии нового вещества:

Какое вещество открыл Джозеф Пристли? Напишите формулы всех упомянутых в тексте веществ и уравнения химических реакций. Почему Пристли назвал открытый им газ «щелочной воздух»?

Джозеф Пристли получил газообразное вещество в 1774 г. и назвал его «щелочной воздух». Для этого он смешал порошки хлорида аммония (нашатырь) и гидроксида кальция (гашеная известь) и внезапно ощутил резкий запах нового вещества. Этот запах усиливался при нагревании смеси. Когда Пристли попытался собрать летучий продукт реакции, вытесняя им воду из перевернутого сосуда, то выяснилось, что новый газ тотчас растворяется в ней.

Еще более высокий уровень сложности - составление текста по предложенным формулам или уравнениям реакции. Например, при обобщении темы «Карбонаты» предлагается описать реакцию взаимодействия карбоната кальция с кислотой. Выполняя это задание, ребята используют сведения, полученные не только на уроках химии, но и истории, географии, биологии.

Известняк, мел, мрамор, туф, содержащие карбонат кальция, разрушаются под действием кислотных дождей:

СаСО3 + Н24 = СаSO4+ СО2 + Н2О

Многие скульптуры и здания в Риме, Венеции и других городах, памятники, такие, как Акрополь в Афинах, Кельнский собор и другие, за несколько последних десятилетий получили значительно большие повреждения, чем за все предыдущее время.

Уменьшению численности птиц способствует выпадение кислотных осадков. Ведь кислота разрушает скорлупу яиц, основой которой является карбонат кальция.

Наиболее сложными заданиями при работе с текстом считаю задания по составлению условий задач, исходя из информации, данной в тексте. Например, такой текст о запуске воздушного шара:

В 1783 г. в Париже группа энтузиастов впервые в истории запустила воздушный шар, наполненный водородом. Экспериментом руководил физик Жак Шарль. Шар был изготовлен из тонкой шелковой ткани, пропитанной латексом. Водород получили, воздействуя серной кислотой на железные опилки. Чтобы полностью надуть шар диаметром 4 м, потребовалось несколько дней. Было израсходовано 227 кг кислоты и 454 кг железа.

По этому историческому тексту из книги Артура Ф. Скотта «Изобретение воздушного шара и рождение современной химии» ребята составили следующие задачи:

- Впервые в истории воздушный шар заполнили водородом в 1783 г. в Париже. Для шара диаметром 4 м потребовалось 227 кг раствора серной кислоты и 454 кг железа. Предположив, что использовался 10-процентный раствор кислоты, определите давление внутри воздушного шара.

- Французский физик Жак Шарль впервые предложил наполнить воздушный шар водородом. Для заполнения шара диаметром 4 м в 1783 г. потребовалось 227 кг раствора серной кислоты и 454 кг железа. Определите, какой из реагентов был взят в избытке и рассчитайте массу этого избытка. Концентрацию раствора серной кислоты примите равной 10%.

Развитию речи с использованием технических и научных терминов способствует химический словарь, который ведется на протяжении всех четырех лет изучения предмета в школе. В словарь записываются все новые термины, изученные на уроке. Даются краткие пояснения. Хороший эффект дают иллюстрации - изображение предметов химического оборудования, химической посуды, графических формул веществ. Ведение словаря позволяет постоянно акцентировать внимание учащихся на значимости правильного использования научных терминов.

Проектная деятельность - это мощное средство развития речи. И на этапе постановки цели проекта, определения задач, и на этапе сбора теоретических данных, и на этапе экспериментальной работы в химической лаборатории ученик активно использует язык науки. В ходе работы над проектом ребенок строит диалог с учителем и одноклассниками, оперируя химической терминологией. И здесь учитель, являясь неявным инициатором общения, должен стимулировать речь ученика, отрабатывать навык свободного владения терминологией.

Защита проекта - это важный этап. Он помогает углубить знания по предмету, развивает коммуникативные способности, а также способствует становлению навыков публичного выступления. К защите проекта ученика надо готовить, акцентируя его внимание на форме подачи материала, на речи, интонации голоса, эмоциональности, жестах, мимике. Выступление с результатами проектной деятельности поднимает самооценку ученика, помогает ему утвердиться в социуме, выработать жизненные приоритеты, которые помогут стать успешным человеком в современном мире.

Развитию речи, несомненно, способствует и участие ребят в химическом театре, в котором при постановке пьес используются химические спецэффекты. Такой театр позволяет при изучении точной технической науки сохранить эмоционально-позитивный настрой. Актеры должны владеть и техникой химического эксперимента, и правилами безопасности, а также грамотно комментировать происходящее. Ведь использование химических знаний в данном виде деятельности - это не игра с расчетом лишь на внешний эффект, а осмысление химических процессов в измененных условиях.

В работе театра принимает участие ограниченное число ребят, особо увлеченных предметом. Но аудитория у них велика. И актеры знают, что не имеют права на ошибку в использовании химического языка. Каждое слово значимо.

Елена НЕЧИТАЙЛОВА, учитель химии лицея №1 города Цимлянска, Ростовская область