Занятие дается в сокращении.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Объявление темы и цели урока

Учитель: Люди изучили животных и разделили их на две группы: дикие и домашние.

Дикие животные, почему их так назвали?

Домашние животные, почему их так назвали?

IV. Объяснение нового материала

Учитель: Мы сейчас с вами отправимся в увлекательное путешествие в лес и понаблюдаем за жизнью каких животных? (Диких.)

На доске появляется плакат с изображением леса.

Учитель: Мы не видим животных. Наверное, мы их испугали. В лесу нужно быть предельно внимательным, наблюдательным, и тогда животные откроют нам свои секреты. Закройте глаза, представьте себя в лесу. (Музыка «Звуки леса».) Откройте глаза. Догадайтесь, кто живет в лесу.

Учитель загадывает загадки о животных. Динамическая картина с изображением диких животных, которые появляются в ходе угадывания их детьми, дает первое представление о приспособленности этих животных к среде обитания.

Далее беседа с детьми о диких животных.

Учитель: Ребята, сейчас мы посмотрим отрывок из видеофильма «Кто и как в лесу живет» и узнаем, почему зайчиха не живет с зайчатами. Внимательно смотрите и слушайте.

Так почему зайчиха не живет с зайчатами?

Вы нашли в лесу зайчонка и принесли его домой. Правильно ли вы поступили? Почему?

Где можно внимательно рассмотреть диких животных?

В ходе объяснения на доске появляется опорная схема.

Кроме диких животных, которые обитают в лесах и мало зависят от человека, есть также те, кто живет рядом с нами. Эти животные не могут обойтись без человека и приносят ему очень большую пользу.

Каких домашних животных вы знаете?

Чем домашние животные отличаются от диких?

Давайте выясним, для чего человек стал разводить домашних животных.

V. Исследовательская групповая работа

Сейчас мы проведем небольшое исследование. Для этого мы разделимся на пять групп. Каждая группа получит конверт с заданием. Работать мы будем по плану:

1. Загадка.

2. Это интересно знать.

3. Польза человеку.

4. Детеныши.

Получив конверт с заданием, вы должны самостоятельно решить, кто из группы будет читать загадку, кто дополнительный материал, кто расскажет о пользе человеку, а кто назовет детенышей.

Конверт 1.

1. Не прядет, не ткет,

А людей одевает (овца).

2. Домашняя овца выведена от горных баранов. Овцы – стадные животные, с ними легко справляться при помощи специально обученных собак.

Конверт 2.

1. Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине - спинка,

На спинке - щетинка (свинья).

2. Домашняя свинья произошла от дикого кабана, который ведет стадный образ жизни. Человек особенно ценит свинью за ее плодовитость. Самка может принести 20 - 25 поросят в год.

Конверт 3.

1. Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди!

Лучше в дом не заходи (собака).

2. Лучший друг человека - собака - произошел от волка. Собака живет рядом с человеком около пятнадцати тысяч лет. В Москве установлен памятник собаке как самому древнему верному другу и помощнику.

Конверт 4.

1. Голодна - мычит,

Сыта - жует,

Малым ребятам

Молочка дает (корова).

2. Корова - важнейшее домашнее животное. Она произошла от дикого быка - тура. Черно-белая корова дает в год самое большое количество молока - шесть тысяч литров.

Конверт 5.

1. В травке зернышко

найдет,

И детей скорей зовет,

От окна недалеко

Слышно нам весь день ко-ко (курица).

2. Домашние куры произошли от дикой банкивской курицы, которая обитает в тропических лесах. И пух, и перья человек использует для приготовления пуховой одежды и подушек.

Выступления групп.

Учитель: Так для чего же человек стал разводить домашних животных? Какую пользу домашние животные приносят человеку?

Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете это выражение?

Как человек заботится о домашних животных?

VI. Первичное закрепление изученного материала

VII. Итог урока

VIII. Рефлексия деятельности учащихся

Елена КАПТЕЛЬЦЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

Светлана ЧИНЁНОВА, учитель начальных классов средней школы №434, Москва