Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Дополнительный материал: презентация к уроку

Цели урока

Образовательные:

изучение понятий «симметрия», «орнамент»;

формирование умения строить симметричные фигуры с помощью угольника и линейки;

формирование умения конструировать с помощью лего-конструктора симметричные фигуры.

Развивающие:

формирование умения наблюдать, обобщать, подмечать закономерности;

развитие пространственного воображения, логического и творческого мышления.

Воспитывающие:

развитие познавательной активности, умение общаться в группах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки или путешествие по стране Зазеркалье» (см. на сайте www.ug.ru в качестве электронного приложения к уроку), зеркало, угольник и линейка на парте у каждого ученика, калька, лего-конструктор.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Путешествуя по стране Зазеркалье, вы познакомитесь с понятием «симметрия», научитесь строить симметричные фигуры с помощью угольника и линейки.

2. Повторение изученного.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, в зеркало. Что вы там видите?

Дети: Видим свое отражение.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие по стране Зазеркалье вместе с гномами, которые живут в этой стране.

В зеркале вы видите свое отражение.

Вопрос: Что такое зеркальное отражение?

Ответ: Зеркальное отражение - это световой поток, отражаемый зеркальной поверхностью.

Задание: Найди правильное зеркальное отражение.

Вопрос: Что такое орнамент?

Ответ: Орнамент - это повторяющийся рисунок.

Задание: Найди подходящую правую часть робота.

Ответ: (1,3; 2,5; 4,6).

3. Разминка.

Учитель: В Зазеркалье даже логические разминки зеркальные.

«Зеркальная разминка»

1) Одно число очень любило любоваться своим отражением в зеркале. Однажды мимо проходил ежик и увидел в зеркале число 18. Какое число смотрелось в зеркало? (Ответ: 81).

2) Посмотрела в колодец Белоснежка - увидала осу, пряник и рукавицу. Подскажи поскорей, сколько зверей Белоснежка увидала в колодезной водице?

Ответ: В колодезной воде отражались только оса, пряник и рукавица.

3) У крылечка протекала речка.

Отражались в речке той:

Дед с седою бородой,

Внук - мальчишка озорной,

Бабушка с лукошком,

Пес и рыженькая кошка.

Сколько в водичке

Отражалось лисичек?

Ответ: 0

4) Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три больше станет?

Ответ: цифра 6.

4. Знакомство с новым материалом.

Игра «Зеркало»

Учитель: В этой игре вы станете моим зеркалом. Вы должны повторить все движения в зеркальном отражении.

Учащиеся повторяют движения учителя. Можно организовать игру в виде соревнования: тот, кто неправильно выполняет очередное упражнение, садится на место. Таким образом, в конце игры остается один победитель.

Объяснение нового материала:

Учитель: В зеркале все становится наоборот: правая рука превращается в левую, левая нога - в правую.

Ежедневно каждый из нас по несколько раз видит свое отражение в зеркале. Это настолько обычно, что мы не удивляемся, не задаем вопросов, не делаем открытий. С помощью зеркала мы прикасаемся к удивительному математическому явлению - симметрии. В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». В переводе с греческого слово «симметрия» означает «одинаковость в расположении частей».

Посмотрите на снежинку, бабочку, листок. Что объединяет эти рисунки?

Вывод: Их объединяет то, что они симметричны. Если разделить пополам снежинку, бабочку, листок, приставить зеркало к прочерченной на каждом рисунке прямой, то отображенная в зеркале половинка фигуры дополнит ее до целой. Прямая, к которой приставлено зеркало, называется осью симметрии. Если симметричную фигуру сложить пополам по оси симметрии, то ее части совпадают.

Если рисуют зеркальное отражение предметов, используя линию, к которой приставлено зеркало, то говорят, что эти предметы симметричны относительно этой линии.

Примеры геометрической симметрии: равносторонний треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.

Выполнение задания №355 (Учебник В.Н.Рудницкой, Т.В.Юдачевой «Математика», 3 класс, Москва, 2003г.).

Учитель: С помощью кальки скопируйте рисунок, перегните кальку по прямой, проверьте, перпендикулярна ли прямая ХY прямой АВ, равны ли расстояния от каждой из точек до оси симметрии.

Выполнение задания №356: Как построить точку, симметричную данной относительно оси симметрии, с помощью:

1) угольника и линейки;

2) угольника и циркуля?

Какой из этих способов лучше? Почему?

Вывод: Чтобы построить точку, симметричную данной относительно какой-нибудь оси, нужно:

1) построить прямую, проходящую через точку, перпендикулярно оси;

2) отметить на построенной прямой точку, находящуюся на том же расстоянии от оси, что и данная точка.

Самостоятельная работа. Выполнение задания №357.

Издавна человек использовал симметрию и в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность.

Примеры симметрии в архитектуре.

Задания от гномов:

1) Рассмотри рисунки. Есть ли здесь такие предметы, у которых может быть несколько осей симметрии?

2) Догадайся: на каком рисунке точки симметричны относительно данной прямой? Как это проверить?

5. Физкультурная минутка

Будь зеркальным отраженьем -

Повторяй мои движенья.

На раз - присяду я, согнусь.

На два - я встану, потянусь.

На три на стул присяду я.

Разминочка окончилась моя.

6. Закрепление нового материала

Выполни задание в тетради.

Дорисуй рисунки так, чтобы они стали симметричными.

«Волшебные загадки Зазеркалья».

1-я загадка: Два кольца, два конца, а посередине - гвоздик. (Ответ: ножницы)

Можно ли назвать ножницы симметричной фигурой? Почему?

2-я загадка:

Хвост на дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернет,

Тот и в дом войдет.

(Ответ: ключ)

Можно ли назвать ключ симметричной фигурой? Почему?

3-я загадка:

На ромашку у ворот

Опустился вертолет -

Золотистые глаза.

Кто же это?..

(Ответ: стрекоза)

Можно ли назвать стрекозу насекомым, у которого имеется ось симметрии?

7. Инструктаж домашнего задания: задания № №358, 359.

8. Творческое задание: построить симметричные узоры из лего-конструктора.

Ученики выполняют работу в парах. После изготовления дети «защищают» свою работу. Показывают оси симметрии.

Готовые работы:

9. Итог урока.

Учитель: Что необычного мы узнали в стране Зазеркалье?

Что больше всего понравилось вам в Зазеркалье?

Наталья АНТОНЕНКОВА, учитель начальных классов средней школы №5 города Усть-Катав, победитель XI конкурса методических разработок «Сто друзей», Челябинская область