В условиях новой отраслевой системы оплаты труда школе предоставлены большие возможности для морального стимулирования, когда речь идет о реальном наполнении фонда стимулирования и минимизации набора критериев, по которым оценивается качество труда учителя. По мнению карельских педагогов, этот минимальный набор показателей качества должен базироваться на требованиях государственного образовательного стандарта и быть единым для всей страны. А школе надо предоставить право введения дополнительных критериев, отражающих специфику образовательной программы и запросов родителей.

Моральное стимулирование, с моей точки зрения, в учительской профессии не потеряло своего значения. Для педагога, независимо от того, какую зарплату он получает, всегда было и остается важным, как к нему относятся коллеги, ученики, их родители. У нас есть Почетная грамота Министерства образования Карелии. Она не подразумевает никаких материальных преимуществ, но независимо от этого грамота востребована нашим образовательным сообществом. Было бы неплохо в Год учителя увеличить квоту государственных наград регионального и федерального уровней, как минимум, в два раза для работников образования - одного из самых больших профессиональных сообществ.

Что касается новых подходов к аттестации, они пока вызывают у педагогов больше вопросов, чем ответов. А вот квалификационные требования давно необходимо пересмотреть, уточнить, в том числе предусмотреть возможность работать в школе без базового педагогического образования. Неделю назад ко мне обратился студент юридического факультета - молодой человек оканчивает вуз и хотел бы работать в школе. Директор школы тоже хотел бы взять его на работу, но не может - у претендента нет педобразования и стажа работы по полученной специальности. Нормативное закрепление условий и требований к педработникам при приеме на работу с детьми позволит привлечь в школу заинтересованных и талантливых людей и в то же время исключить попадание случайных.

Приближается 2010 год. Год учителя в Карелии хотим провести, помня о лучших традициях. Конкурсы планируем проводить не только среди учителей, но и для представителей других массовых педагогических профессий - воспитатель, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, учитель родного языка. Считаем очень важным представить лучших педагогов широкому сообществу. Для этого в 2010 году значительно чаще будем рассказывать в средствах массовой информации о лучших, любимых и уважаемых детьми и родителями учителях.

Александр СЕЛЯНИН, министр образования и науки Республики Карелия