Учитель, который приходит в школу, должен владеть этими компетенциями, понимать, как они строятся, как формируются, через какую деятельность. А какая наука это изучает? Психолого-педагогическая. Она говорит о том, как развивается ребенок в том или ином возрасте, через какие виды деятельности и что формируется в этих видах деятельности. Поэтому я считаю психолого-педагогическую часть подготовки учителя ключевой.

Представьте себе, что человек получил базовое физическое, химическое, биологическое или гуманитарное образование. У него нет педагогического образования. И он собирается идти работать в школу. Он обязательно должен пройти адресную психолого-педагогическую подготовку в психолого-педагогической интернатуре или в магистратуре. Какие основные позиции надо включить в программу? Возрастная психология, педагогическая психология, психология учителя, критерии оценки развития детей в процессе обучения.

Чтобы сегодня быть хорошим учителем географии, мало знать географию. Почему для учителя важно быть не только отличным предметником? Потому что новый стандарт предполагает формирование у детей не только предметных компетенций. Есть еще два типа компетенций. Во-первых, так называемые метапредметные - способность ученика анализировать информацию, ставить и решать задачи, работать в информационном поле... Во-вторых, личностные компетенции, потому что новый стандарт ориентирован на социальное развитие личности и собственно развитие личности. С этими особенностями развития человека в процессе обучения как раз и знакомит психолого-педагогическая интернатура и магистратура.

Как известно, прошел конкурс на стандарты высшего педагогического образования. Три вуза выиграли. Высоко оценили стандарт по педобразованию Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Наш вуз создал лучший стандарт по психолого-педагогическому образованию. Стандарт по коррекционному образованию - Московский педагогический государственный университет. Что это значит? Модернизация педобразования пойдет в рамках новых стандартов педобразования.

Наш университет к этому готов. Мы сможем обучать людей по разным аспектам психолого-педагогического образования. Уже есть программы магистерского образования, программы для бакалавров, например, по инклюзивному образованию бакалавриат очень востребован - сопровождение людей с ограниченными возможностями здоровья, оказание поддержки и психолого-педагогической помощи.

Принципиальный вопрос для модернизации системы образования РФ - модернизация подготовки педагогических кадров. Президентская инициатива «Наша новая школа» предусматривает: «...как педагогическая практика будущих учителей - сегодняшних студентов педагогических вузов, так и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты».

Многие образовательные учреждения, особенно те, которые выигрывали конкурс в рамках национального проекта «Образование», наработали великолепные технологии обучения и воспитания детей. У нас есть такая система работы - университетский округ, в него входит около 70 образовательных учреждений города. И в систему подготовки наших студентов входит практика в этих образовательных учреждениях. Опыт этих образовательных учреждений чрезвычайно ценен. Например, где-то есть уникальная методика работы с конфликтами детей и взрослых. В другом, уже дошкольном образовательном учреждении, организуются игры детей и взрослых. Мы своих специалистов в области дошкольного воспитания отправляем туда, и они там проходят практику. У нас вообще система такая - начиная с 4-го курса все студенты работают в образовательных учреждениях. Потому и распределение у нас составляет больше 70 процентов. У наших выпускников нет проблем с трудоустройством. Потому что они уже с 4-го курса втягиваются в профессию, и городские власти идут на то, чтобы повышать разряд таким специалистам. У нас много разнопрофильных программ повышения квалификации и переподготовки. Переподготовку и повышение квалификации учителей, да и подготовку студентов хорошо проходить на таких базовых площадках, где наработаны наиболее интересные технологии. Например, где наш гениальный педагог Шалва Александрович Амонашвили может лучше показать свои технологии, как не в своей экспериментальной школе? Есть площадка, которая разрабатывает систему школы Марии Монтессори. Я вообще систему повышения квалификации в дальнейшем вижу так - уникальные педагогические площадки превращаются в своего рода ресурсные центры. Я бы сделал очень динамичной систему повышения квалификации. И этот опыт постепенно передавал будущим специалистам. Там бы они увидели разные технологии работы с детьми. Это важно, потому что каждый контакт с ребенком, каждый случай уникален с психологической точки зрения. И чем больше студент, будущий учитель, увидит технологий, тем лучше он потом будет разбираться в своей области, станет настоящим профессионалом. Моя формула такая. Каждый педагог должен быть психологом, потому что нужны индивидуальные формы работы с детьми. Но, с другой стороны, я считаю, что каждый психолог должен быть педагогом, должен знать современные педагогические технологии. А иначе он окажется только советником или измерителем каких-то абстрактных параметров, никак не привязанных к образовательному процессу.

Кто такие педагоги-новаторы? Это профессионалы в своей области, которые нашли индивидуальные или оригинальные методы работы с детьми. Они общаются с ребенком на равных, будучи колоссальными специалистами в своей области. Это и есть талантливый педагог - профессионал высокого класса, при этом специалист в вопросах детско-взрослой деятельности, особенной для каждого возраста. В этом их секрет.

В завершение снова вернусь к документу «Наша новая школа» и еще раз его процитирую: «...лучшие педагоги после выхода на пенсию могут быть привлечены к работе в качестве воспитателей, организаторов самостоятельной и внеклассной работы, консультантов для молодых учителей и учащихся». Эти педагоги, в частности, работают на лучших педагогических площадках, о которых я говорил. Я считаю, что педагогам-новаторам, педагогам-мастерам надо оставить право и возможность давать мастер-классы, они должны обязательно привлекаться в систему повышения квалификации и подготовки педагогических кадров. Это принесет большую пользу.

Очень трудно вырастить хорошего учителя. Путь к хорошему учительству лежит через тернии переживаний разных технологий и подходов к работе. А корневой, стержневой системой этого движения остается все-таки психолого-педагогическое знание, когда человек получает специальные знания и технологии работы с ребенком на разных возрастных этапах. В дошкольном возрасте это игровые формы, в младшем школьном - различные формы учебной деятельности, в подростковом - формы сотрудничества и так далее. И учитель обязательно должен владеть всеми этими формами, должен быть компетентным специалистом, знать, как построить их диалог, как изменить конфликтные отношения и так далее. Вот тогда у нас будет действительно новая школа.

Виталий РУБЦОВ, ректор Московского городского психолого-педагогического университета