К сожалению, далеко не всем очевидна необходимость перехода на новое содержание школьного образования. В общественном сознании и педагогов, и граждан страны укоренилось устойчивое заблуждение о неоценимых преимуществах нашего образования.

Как научить учиться, как сформировать деловитость и предприимчивость, как научить зарабатывать на жизнь, как обустраивать свой быт? Этих тем нет ни в одном предмете традиционного школьного «образовательного меню». Новая школа должна найти ответы на эти и другие жизненно важные вопросы.

В концепции новой школы перечислены все эти позиции как конечный результат, как высокий уровень наших ожиданий, но не говорится о том, какие изменения в самом содержании образования приведут к этим результатам. Обсуждаемые в педагогическом сообществе проекты новых школьных образовательных стандартов не содержат очевидной новизны. Они перегружены общими рассуждениями и идеологическими домыслами. В них мало той самой конкретики, понимание которой поможет учителям перейти от репродуктивной к деятельностной педагогике.

Постулат «Научись действовать» не переведен в дидактические и методические механизмы. Для кадрового обеспечения реализации национальной образовательной инициативы предстоит научить полуторамиллионную армию педагогов приемам, методам и технологии деятельностной педагогики. Без такого переучивания не может быть и речи о построении новой школы и формировании у детей жизненно важных компетенций. Но какое содержание ляжет в основу этого курса переподготовки учителей всей страны? Предложенные варианты обновленных стандартов, как я уже сказал, не содержат необходимой для этого новизны. «Перенастроить» систему образования на освоение современных компетентностей без обновленного содержания образования и смены способов педагогической деятельности крайне затруднительно. Предстоит серьезная работа по «доводке» школьных образовательных стандартов на марше.

Сегодня, как никогда, нужно обеспечить условия для совместной деятельности разработчиков школьных образовательных стандартов и работников системы повышения квалификации. Необходимо в сжатые сроки перенести намечающиеся изменения в конкретные программы повышения квалификации, определиться по срокам и привлекаемым ресурсам.

Эдуард НИКИТИН, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ