Захочет ли «белый воротничок» надеть спецовку?

Давно забыты гордые слова о Его Величестве рабочем классе, гордости этого самого Величества. Услаждая слух чиновников, все чаще представители высшего образования говорят о специалисте, имеющем диплом, но ведь вполне понятно, что после

5-6 лет, проведенных в институтской аудитории, став, по сути, «белым воротничком», мало кто захочет надеть спецовку, испачкать руки машинным маслом, взять в руки деталь, волнующе пахнущую разогретым металлом, но все-таки пачкающую эти самые руки.

Возрождение рабочего класса надо начинать с утверждения своего «я» выпускником НПО на производстве, предоставляя ему возможность хотя бы два года поработать на предприятии до призыва в армию, чтобы «отработать» затраченные денежные средства на его обучение. Я думаю, что это не было бы нарушением прав человека, так как государство должно защищать свои интересы, и вместе с тем это поможет закрепиться парню, решившему стать рабочим. Но для этого еще до службы в армии молодому человеку надо почувствовать свою значимость, нужность, дать ему достойную зарплату, компенсационные выплаты. Два года на производстве, как и служба в армии, на сегодняшний день составляющая один год, должны быть узаконены, это святой долг гражданина. Но пока в государстве ничего не делается для того, чтобы солдат думал о возвращении на предприятие, где уже поработал и понял, что его ценят и ждут.

Работу с кадрами надо начинать еще во время обучения в учебном заведении НПО, предприятия должны шефствовать даже не над лицеем, колледжем, училищем, но над конкретным будущим специалистом. Это возвращение к старой системе шефства, но ведь то, что было, не всегда является плохим. Одним из средств поддержки обучающегося может являться участие предприятий в образовательном процессе посредством финансовой поддержки учащихся, хотя всем понятно, что редко директор любого производства добровольно захочет вносить свою долю в стипендию студента. Но если бы этого «захотели» совместно два министерства (образования и науки и промышленности и энергетики РФ), если бы они «дружили семьями», как предлагает герой общеизвестного фильма «Москва слезам не верит», то в учреждения начального профессионального образования дети пошли бы охотнее, а фабрики и заводы получили бы квалифицированных специалистов. А так как подобного содружества нет, то очень часто руководители предприятий прямо-таки занимаются пиратством, переманивая высококвалифицированных рабочих на свое производство с их прежнего места работы. Выход прост: уменьшить налоговое бремя тому, кто проявляет заботу, не жалеет средств и обучает нужного специалиста. Или следует поступать, как в профессиональном спорте: берешь у команды игрока - плати. Каждое предприятие должно «иметь право» на своего подготовленного специалиста и в случае его ухода должно получать за него компенсационные выплаты, соответствующие его профессионализму. «Рейдерства» в «захвате» квалифицированных рабочих было бы меньше, так как учить для себя в той же системе НПО дешевле. Но будет все это лишь тогда, когда появятся законы, регламентирующие все постановления.

Как «заполучить» хорошего мастера

Не секрет и то, что, несмотря на все реформы, связанные с зарплатой бюджетников, денег наши работники получают мало, от производственников мы отстаем. «Заполучить» хорошего мастера производственного обучения трудно. На мой взгляд, возможен такой путь: в группе два мастера - воспитатель, получивший педагогическое образование, и производственник, имеющий 5-6-й разряд по изучаемой профессии, то есть в прямом смысле мастер своего дела, каждый знает свой участок работы и отвечает за него. Штатное расписание должно позволять иметь двух мастеров, если этого требует производственная необходимость, и самое главное, польза, приносимая учебному заведению, развитию профессионального мастерства, творческого потенциала современного рабочего. Состав группы не должен превышать 15 человек и на теоретических занятиях, так как современные педагогические и информационные технологии не позволяют качественно обучать учащихся в группах по 25-30 человек.

Представьте себе специалиста с большим стажем работы, огромным практическим опытом не только профессиональным, но и житейским. Кто не мечтал о таком мастере производственного обучения? А кого мы сегодня получаем со студенческой скамьи? Выпускника вуза, имеющего 2-й разряд по специальности! К сожалению, очень часто его самого приходится учить управлять станком. Сейчас высказываются предположения об увеличении пенсионного возраста мужчинам до 65 лет. Было бы отлично для пользы дела после 60 лет позволить доработать оставшиеся 5 лет до пенсии, если это вдруг по каким-то причинам трудно на производстве, в системе НПО, разумеется, по собственному желанию, но с сохранением прежней заработной платы. Если же изменений в пенсионной системе не будет, то возрастные показатели могли бы быть такими: до 55 на производстве, а потом к нам, в НПО. И еще один важный аспект - наше оборудование. Оно имеет такой срок износа, что диву даешься, каким образом оно еще работает, выпущенное аж в 40-50-е годы. Конечно, его надо менять, так как нельзя учить на тех станках, которых уже и в помине нет на производстве.

За профильным обучением -

в профлицей

А вот и еще одна злоба дня - профильное обучение. Я считаю, что профильная подготовка должна начинаться с 5-го класса и не на базе школы, а в учебных корпусах учреждений начального профессионального образования, так как и производственная подготовка обучающих лучше, чем в школе у учителя технологии, да и сама окружающая обстановка, наличие оборудования привлекут детей к новому для них, интересному, поданному с высоким профессиональным мастерством. Причем обучение должно проходить с учетом профессионального отбора, выявляющего склонности и способности. Важно, чтобы школы конкретно были закреплены за конкретным учебным заведением НПО с учетом потребности рынка труда.

Таким образом, учащиеся за 4 года (5-9-е классы) уже смогут ориентироваться в профессиях и сделать более или менее осознанный выбор к 9-му классу, чтобы продолжить обучение в системе НПО, сдать ЕГЭ, а дальше жизненный путь сложится в соответствии с желаниями и возможностями обучающегося: СПО, ВПО, работа по избранной профессии.

Большинство руководителей общеобразовательных учреждений с полной отдачей сил выполняют задачи, поставленные руководством страны, но сколько препятствий стоит на пути к этим целям!

Все знают, что денег никогда не бывает много, но иногда их не хватает, да они просто не предусмотрены бюджетом.

Вот наглядный пример. Наш учебный корпус построен еще до 1870 года, а гимназистами, тогдашними хозяевами здания, были подростки от 9 до 15 лет, и высота ступеней устраивала и тех, кто учит, и тех, кто проверяет, а вот для нынешних лицеистов в возрасте от 15 до 18, по мнению пожарного надзора, они слишком высоки.

Нам постоянно предъявляются претензии по поводу ремонта то крыши, то труб. Не учитывается только одно - деньги!

А ведь есть еще множество всевозможных вопросов, которые стоят перед директором и требуют решения сегодня и сейчас: и куда направить на учебу по работе с интерактивными досками преподавателей и мастеров производственного обучения, и как проконтролировать программу лицейского телевидения, да мало ли что надо постоянно держать под контролем. Но, к сожалению, за многими проблемами часто не остается времени на самое главное в любом учебном заведении - учебный процесс.

...Жизнь не стоит на месте. Каждый день - это опыт, умноженный на годы, а вспомнить есть что. И хотелось бы, чтобы этот опыт помог в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Андрей СОТНИКОВ, директор профессионального лицея, Курск