История народного образования в деревне Медвежьи Озера начинает отсчет с 1906 года, когда по решению церковного совета села Пехра-Покровское здесь открылась школа. Дочь священника Ольга стала ее первой учительницей. В первые годы после революции в школу пришла комсомолка Сара Сигал. Умная, яркая активистка сплотила вокруг себя деревенскую молодежь. В 1933-м ее сменила Елена Матвеевна Егорова (в замужестве Бобылева). В 1949-м директором начальной школы назначили Григория Мишина, при нем через два года к старому маленькому домику сделали пристройку и изменили статус - образование здесь стало семилетним. А в 1965-м построили новое здание, вся культурная жизнь поселения сосредоточилась в стенах этого учебного заведения.

В школе много различных кружков, есть художественная самодеятельность, есть хор. Девчонки и мальчишки славятся своими концертами, их сделали популярными не только выступления в собственном клубе, они объездили с оригинальными программами и соседние деревни.

В школу приезжают учиться дети из Нового городка, Долгого Ледова, Никифорово, Алмазово, Большие Жеребцы, Шевелкино, Кишкино. Обучение осуществляется в две смены, но, несмотря на это, дети получают достойное образование, поступают в престижные колледжи и вузы страны, где успешно продолжают свою учебу. Здесь гордятся своими выпускниками. Из ее стен вышли Герой Советского Союза Виктор Шибанов, более 20 кандидатов технических наук.

Школа в 2006 году отметила свой 100-летний юбилей и 40-летие новой постройки.

Большую помощь оказывает школе глава администрации Медвежье-Озерского сельского округа Владимир Канахин, который помог убедить руководителей предприятий округа, что их поддержка в этой сфере необходима.

Послушание, здоровье, опрятность, бодрость, смелость - это победа

Путь к патриотическому воспитанию здесь прокладывают так, чтобы не спугнуть трепетность самосознания подрастающих человеков. Первым шагом служит то, что учебная неделя начинается с общешкольной линейки, на которой учителя и ученики совместно исполняют Гимн России. Предварительно ведется работа классных руководителей по разъяснению содержания гимна, совместному обсуждению значимости проявления уважения к государственным символам. Благодаря этому удалось снять комплекс у детей - исполнять гимн своей страны, на всех мероприятиях они поют его с удовольствием, дружно.

С января 2008 года в школе ведется целенаправленная работа по организации шефства над пожилыми людьми в поселке, которые нуждаются в моральной поддержке и материальной помощи. Этой работе очень помогает сотрудничество с приходом храма Блаженной Ксении Петербуржской, настоятель которого отец Сергий Ковальчук стал настоящим другом медвежье-озерских школьников.

Уже несколько лет ведется факультатив «Основы православной культуры». Во главу угла концепции воспитания поставлен деятельностный подход, основанный на практической реализации основных поведенческих и моральных приоритетов. Главным направлением в процессе воспитания было выбрано привитие ребенку способности сострадать и быть милосердным. Школа и местный приход пришли к выводу, что задачи перед нами стоят общие и только совместными усилиями можно их решить.

Школьники и батюшка совместно посещают на дому людей, нуждающихся в материальной и моральной поддержке (список, согласовывается с местным отделением социальной защиты). Программа посещений приурочивается к календарным светским и основным религиозным праздникам. Дети колядуют, поют рождественские песнопения, читают стихи к Дню Победы. Но, что очень важно, в неформальной обстановке общаются с батюшкой, с педагогами, со своими подшефными. В дружеской, непринужденной обстановке, в процессе совместного творения добрых дел у ребенка формируется новый взгляд на жизнь.

Помимо посещения на дому, осуществляются выезды в специализированные учреждения, которые оказывают социальную поддержку пожилым людям. Например, ученики школы и церковный хор организовали совместный концерт в социальном центре Щелково «Забота» для пожилых людей, посвященный Дню Победы. Дети пришли с концертными номерами и хорошими подарками.

Проводятся выездные мероприятия в специализированные учреждения для детей. Например, в Алмазовскую школу-интернат, подшефную организацию школы. Ученики школы готовят для воспитанников интерната - кстати, яркий творческий номер которых вдохновил нашу газету на упоминание о нем в апрельском выпуске «УГ-регион Подмосковье» - концертные номера, театрализованные постановки, проводят шуточные лотереи. Дети общаются со своими сверстниками, у которых нет родителей либо родители лишены родительских прав.

Ветераны приходят на уроки истории и классные часы, посвященные Великой Отечественной войне, рассказывают о тех событиях, очевидцами которых им пришлось стать. Девчонки и мальчишки слышат наполненные живыми подробностями факты недавнего прошлого и вдохновляются примерами мужественных людей, сумевших проявить всю силу духа, чтобы защитить родную землю.

Школьники дружат и с клубом военно-патриотического воспитания «Спецназ МАЯК», и со Скаутской организацией российских юных разведчиков, и с «романтиками» из центра дополнительного образования - с их помощью на базе школы организован кружок «Школа безопасности». Ребята видят, что можно жить интересно: ходить в походы, участвовать в военно-полевых играх и слетах, им это нравится.

И пятиклашка, и одиннадцатиклассник замирают от восторга еще у входа в военную часть 54164 воздушно-десантных войск. Командир Сергей Горьковчук любит этот ребячий блеск в глазах. И желание тех, кто уже достиг призывного возраста, посетить стрельбы и научиться преодолевать полосы препятствий.

Нередкие гости школьники в библиотеке Медвежье-Озерского дома культуры. Любовь Таратинская беседует с юными жителями этих мест об истории родного края. Об истоках мужества и героизма русского воинства.

Традиционно школа участвует в празднике «День поселка», на котором выпускники сажают дерево на Аллее памяти. Каждый год проводится Вахта Памяти - дань великому подвигу наших дедов, выстоявших и победивших в Великой Отечественной войне.

Путь к патриотическому воспитанию состоит из множества шагов. Но все усилия объединяет принцип сотрудничества детей и взрослых, благодаря которому учителя, священники, офицеры, родители становятся неформальными лидерами подрастающего поколения. Прививаемые ценности формируют духовный стержень, способный оградить детей от негативного влияния окружающей среды и сделать из них активных участников гражданского общества, гордящихся тем, что они граждане России.

Казнить ли? Миловать?

В Медвежье-Озерской школе всерьез увлекаются дебатами. Технологию игр раскрывали февральский, мартовский и апрельский выпуски газеты. Накануне Дня Победы ребята провели дискуссию «Смертную казнь необходимо отменить».

Каманда «отрицания», рассматривая моральный аспект этого вопроса, приводила аргументы: разве можно назвать пожизненное заключение гуманной мерой наказания? Когда человек навсегда лишен свободы, возможно, о смерти он и мечтает. И потом, по их мнению, смертная казнь вносит гармонию в известный принцип всего права в целом - принцип справедливости. Если вор должен сидеть в тюрьме, то убийца должен лежать в земле!

Как и любое другое наказание, утверждают их оппоненты, смертная казнь направлена на достижение частной превенции. Она должна не допустить совершения новых преступлений самим осужденным. Человеку не дают второго шанса, но ведь каждый совершает ошибки, и даже суд. Ребята уверены: смертная казнь делает общество более жестоким.

В школе учатся думать, защищать свои взгляды, учатся чувствовать. И рассматривать вопросы под разными углами зрения, оперируют четкими правовыми терминами.

Гавриил ПОЛЯКОВСКИЙ, директор школы, Медвежьи Озера, Щелковский район