В настоящее время существует масса изолированных друг от друга методик и программ как по организации учебного процесса, так и внешкольной деятельности детей, не только дополняющих друг друга, но и взаимоисключающих. В сельских школах чаще используются методики практической природоохранной деятельности, в городских упор делается на изучение теоретических основ экологии и изучение экологической ситуации в самой школе. Однако в городе существует большое число учреждений, которые могли бы оказать существенную помощь в организации учебно-воспитательного процесса и экологической профориентации учащихся. Таким образом, возникает несоответствие между наличием большого количества различных программ и методик и отсутствием сбалансированной системы их использования на базе школы или соответствующих организаций.

Вторая часть проблемы состоит в том, что требования, предъявляемые к сегодняшним выпускникам, ставят перед школой задачу формирования конкурентоспособной личности, творческой, вариативно мыслящей, адаптивной. Жизнеспособность личности в современных условиях складывается из двух блоков: усвоенных алгоритмов поведения и готовности к их преобразованию, то есть к творчеству. Не важно, какое место в профессиональном сообществе займет выпускник, поскольку инструменты творческого мышления универсальны и применимы в любом виде деятельности. Более того, если последовательно осуществлять принцип непрерывности образования, то необходимо обеспечить и подготовку мышления именно к профессиональной деятельности и творчеству. Для этого необходимо отобрать и использовать в обучении универсальные инструменты познавательной и проектной деятельности, полезные в различных профессиях.

Полноценное экологическое образование предполагает сочетание классно-урочного обучения с организацией исследовательских и практических занятий школьников в окружающей среде. Такой подход позволяет усилить мотивацию и воспитательный эффект обучения. Широкие возможности для организации такого рода деятельности кроются в сфере взаимодействия основного и дополнительного образования. Комплексное экологическое образование в содружестве с учреждениями дополнительного образования, общественностью и местным самоуправлением позволяет создавать эколого-образовательную среду как средство социализации личности, более полно представлять не только познавательный, но и ценностный, нормативный и деятельностный компоненты содержания экологического образования. Деятельностный же компонент предполагает формирование интеллектуальных и практических умений, навыков (технологий) и опыта (стратегии) взаимодействия с природой.

Таким образом, задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы не только сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, анализу и оценке экологических ситуаций, а также поступков людей в окружающей среде, осознанию значимости своей практической помощи природе, при этом более важную роль играют виды деятельности по социализации сознания личности, а не глубокие научные знания.

Перед школой встает проблема необходимости комплексного логического сочетания учебной и внеклассной работы на базе школы и на городском уровне для достижения цели формирования экологически грамотного члена социума, что возможно только на основе создания единой непрерывной системы экологического образования и воспитания

Сложившаяся потребность особой организации экологической деятельности школы для достижения максимальной эффективности экологического образования и воспитания и социальной ориентации личности учащихся позволила определить развитие школы в направлении создания и апробации «Модели экологической деятельности школы как фактора социализации личности в условиях экологически неблагополучной среды города». Школой была поставлена цель теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность предлагаемой модели экологической деятельности школы.

На сегодняшний день в школе организовано особое экологическое образовательное пространство, особая атмосфера, пронизывающая как образовательную, так и воспитательную сферу.

Система экологической деятельности школы включает в себя учебное направление (классные и внеклассные занятия) и внешкольное. В учебный процесс введено сквозное преподавание экологии в одном из классов каждой параллели в форме урока или кружкового занятия. При этом в классах начальной школы используются программы и методические пособия, а в средней и старшей школе обучение ведется по программам и учебным пособиям федерального стандарта. В процессе обучения широко используются практико-ориентированные, проблемно-поисковые, программированные и творческие задания.

Для отработки практической части программы по экологии создана учебная экологическая тропа, маршрут которой пролегает по территории микрорайона, где находится школа, а также по территории памятника архитектуры XVIII века музея-усадьбы «Ивановское». Остановки на экотропе «Географическая», «Биологическая», «Историческая», «Экосистема холма», «Экосистема мелководья» и другие позволяют ознакомить учащихся с различными аспектами экологии. Здесь же, на экотропе, старшеклассниками проводится и исследовательская работа, например, изучение биологической активности почвы, определение качества речной воды методом биотестирования. Исследовательская работа учащихся проводится в рамках школьного клуба «Эколог», при этом и направления исследований, и место их проведения различны. За последние 6 лет учащимися школы выполнены 32 исследовательские работы, только в 2004 году в них были исследованы проблемы охраны лесных экосистем, лесовосстановления, глобального потепления, использования биологически активных добавок, экосистема пресного водоема, а также такие аспекты экологии человека, как табакокурение и алкоголь. Интересной оказалась и работа по теме «Осина как представитель дендрофлоры». Коллективная работа учащихся школы «Экологические проблемы широколиственных лесов» заняла первое место на 1-м лесном конкурсе в 2002 году. Ребята представляют свои работы на городских, областных и даже межрегиональных конференциях и конкурсах.

Результатом работы школы по программе «Оценка и мониторинг экологической ситуации Подольска» стала работа «Зеленое строительство». В работе и схемах-приложениях представлены данные о количестве, качестве и возрастном составе зеленых насаждений города. Итоги работы переданы в администрацию города. Еще одна работа - «Проблемы автотранспорта» - выполнялась по заданию городского Комитета по охране природы. Обе работы получили дипломы первой степени на Межрегиональной конференции в Наро-Фоминске.

В школе ежегодно проводятся декада экологии, экологические викторины и игры. Так, например, в школе традиционно проводится игра «Азбука выживания. Экологическая безопасность». Победители этой игры получают знак «Лучший эколог школы».

Почти десять лет в школе действует школьное лесничество, занятия проводятся специалистами Подольского опытного межрайонного управления лесами. Команда нашего школьного лесничества неоднократно принимала участие в областных слетах-конкурсах, а в марте 2004 года мы участвовали во Всероссийском слете-конкурсе школьных лесничеств. В лесничестве ребята изучают основы лесного дела, собирают семена ценных лесных растений, проходят летнюю практику на лесопитомнике, развешивают листовки на противопожарную тему. В старших классах ребята могут проходить начальную профессиональную подготовку также на базе лесничества по специальности «младший специалист лесного хозяйства» и получить удостоверение.

В течение нескольких лет наиболее активные ребята имеют возможность пройти недельную летнюю полевую практику на территории Приокско-Террасного государственного биосферного заповедника, где экскурсии и практические занятия проводят специалисты заповедника.

В школе создано общественное экологическое объединение «Друзья природы», членами которого становятся ученики не только экологических, но и других классов. Совет школьного экологического объединения определяет направления работы и курирует деятельность отдельных классов. Каждый класс получает тему экологического проекта и в конце года на общешкольной конференции представляет ее результаты.

В школьных природоохранных мероприятиях с большим энтузиазмом участвуют все дети и педагоги школы, и в первую очередь это День труда, который проводится в школе два раза в год и проходит действительно как праздник. В этот день все ребята, педагоги и родители участвуют в уборке территории микрорайона и маршрута учебной экологической тропы. Ежегодно в школе проводится конкурс на лучшую выращенную рассаду декоративных растений, школьники выращивают несколько тысяч корней рассады, которая сдается в фонд города для озеленения улиц и скверов.

В школе действует Центр довузовской подготовки. Результатом направленной, систематической работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся является осмысленный выбор ими профессии, возможность социальной адаптации в обществе. Только в 2004 году из 19 выпускников биолого-экологического класса 8 человек поступили в вуз по специальности «экология-биология».

Для проведения такой напряженной целенаправленной деятельности школе, несомненно, необходимы помощь и поддержка. Поэтому руководство школой в качестве областной экспериментальной площадкой взяли на себя Педагогическая академия последипломного образования и научно-методический центр Подольска. В школе проводятся совместные семинары, переподготовка педагогов.

Вся огромная работа, проводимая школой в области экологии, не осталась незамеченной, и в 2000 году школа стала участницей проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Мы формируем конкурентоспособную личность - личность, которая наряду с высоким уровнем развития творческого потенциала обладает глубокой верой в свои силы, способностью принимать ответственные, рискованные решения, постоянно стремящуюся к самосовершенствованию и развитию, не отчаивающуюся в случае временных трудностей и неудач, способную много и упорно трудиться, способную к прогнозированию развития событий, способную сосредоточиться на решении главных задач, способную начатое дело доводить до конца, что, собственно, и служит параметрами социализации личности в условиях экологически неблагоприятной среды города.

Поскольку специальные учебные программы сочетаются с общественной деятельностью, то в городе создается критическая масса граждан, имеющих позитивное отношение к такой деятельности. Дети извлекают для себя пользу из расширенного изучения среды, постигают реальный смысл практической необходимости знаний в решении актуальных проблем, видят социальные проблемы и вариативность их решений.

В результате работы по формированию и апробации модели экологической деятельности школы появилась возможность определить способы организации учебной и внешкольной экологической деятельности учащихся; разработать программы внешкольной экологической деятельности на базе различных учреждений города; определить объем материала и последовательность его изучения; установить взаимосвязь между объемом экологических знаний и умениями и навыками, приобретаемыми во внешкольной и внеклассной работе. Итогом этой деятельности служит успешная реализация принципа социализации личности школьников в процессе экологического образования и воспитания.

Елена БАЕВА, учитель биологии и экологии, организатор экологической работы школы №19, Подольск