Небрежное отношение к природе возвращается к человеку бумерангом недугов. Экологическое образование, по мнению заботливо ухаживающих за цветами и диковинными зверьками, обитающими в живом уголке университета, ученых дам и мужей, служит одним из условий обеспечения сохранения и укрепления здоровья. Осуществить его можно тогда, когда педагогический персонал учреждений образования ориентирован на экологическую работу с обучаемыми, владеет знаниями об экологической ситуации своей местности и своего региона, методами и методикой экологической работы со школьниками.

В главной Мекке подготовки специалистов - Московском государственном областном университете - в январе 2004 года появился детский экологический центр. Так здесь решили вооружить учителей навыками организационной и методической работы по поддержке природы.

Ежегодно в апреле областной детский экологический центр проводит конференцию, на которой объединения и общества школьников обмениваются результатами своих изысканий. По итогам выступлений осуществляется награждение участников ценными призами и дипломами «За лучшую исследовательскую работу», представленную на областной экологической конференции «Природа встречает друзей».

Региональный фестиваль экологических театров и агитбригад «Вернем Земле ее цветы!» проводится в рамках общероссийских Дней защиты от экологической опасности при поддержке Министерства экологии и природопользования Московской области и Министерства образования Московской области в Ивантеевке. Он выявляет таланты, заявляет о ярких дарованиях. И порождает желание украсить свою родную планету, вернуть ей шелест листвы на деревьях и аромат цветов.

Сотрудники центра принимали участие в организации и проведении на базе Серпуховского объединения «Русский лес» слета школьных лесничеств Московской области «Путешествие к сердцу природы». Оба раза в слете принимало участие около 20 школьных лесничеств. Конкурсная программа для юных лесоводов на базе питомника «Русский лес» включала задания, где проверялись знания учащихся в различных областях лесного хозяйства: машины и механизмы, лесоведение, дендрология, лесная фитопатология, лесные культуры, охрана и защита леса, лесная таксация, определение птиц по голосам, конкурс эрудитов.

Областные экологические чтения выявляют лучший опыт работы педагогов и популяризируют его. Экологические чтения проводятся в два этапа. Их тематика самая разнообразная: от организации природоохранной и исследовательской деятельности в школах до реализации национальных проектов в области охраны окружающей среды и экологического образования и воспитания на руководящем уровне.

Проводились и областные совещания работников образования и студентов по вопросам внедрения новых интерактивных методов обучения на примере использования мультимедийного комплекта «Зеленая папка». Такие встречи - это не только желание узнать, что делают коллеги из других районов, но и возможность ознакомиться с результатами научно-исследовательских работ Европейского экологического центра.

Для участия в областном конкурсе игровых методик и технологий в экологическом образовании приглашались специалисты муниципальных и областных образовательных учреждений. Общение друг с другом позволило педагогам взглянуть на многие вещи иначе, многие из них осознали, что они в своем энтузиазме не одиноки.

Большое внимание в экологическом центре уделяется работе с одаренными детьми, с ребятами, увлеченными естественными науками. Многие из них принимают участие в предметных олимпиадах разного уровня. Сотрудники центра делают все, чтобы олимпиады школьников по биологии, географии, экологии проходили на самом высоком уровне. Они разрабатывают задания районного и областного туров олимпиады, консультируют учителей по вопросам подготовки учащихся к олимпиадам. Анализ итогов олимпиад школьников за последние годы свидетельствует о том, что они становятся все более популярными, многочисленными и выходят на более высокий уровень организации и содержания. Ежегодно в областных олимпиадах по биологии, географии и экологии принимают участие более 150 школьников Московской области. Все олимпиады проводятся в два тура, по уровню заданий они приближаются к всероссийским олимпиадам.

Включившись в работу со школьниками в 2004 году, центр проводит на базе естественно-экологического факультета МГОУ учебно-тренировочные сборы по естественно-научному профилю, в том числе и по экологии. Такого рода работа позволяет выявить наиболее одаренных и талантливых школьников и создать более благоприятные условия для их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации. Благодаря специальной методике организации работы на учебно-тренировочных сборах удается выявить наиболее сильных и подготовленных учащихся, из которых и формируются сборные команды на всероссийские предметные олимпиады. Об эффективности данной работы наглядно свидетельствуют результаты.

Реализуя областную целевую программу «Развитие образования в Московской области», центр инициирует и выполняет разнообразнейшие проекты. Проекты «Подготовка и издание материалов об опыте экологического образования детей в школах и учреждениях дополнительного образования Подмосковья», «Создание и организация работы областной экспериментальной лаборатории экологических образовательных игр», «Совершенствование организационно-методического обеспечения работы с одаренными детьми по экологическому, художественно-эстетическому и физкультурно-спортивному направлениям», «Развитие моделей областных ресурсных центров по работе с одаренными детьми в областных образовательных учреждениях (научно-методическое и организационное сопровождение, кадровое обеспечение, мониторинг)» проходят под руководством кандидата педагогических наук, первого директора областного детского экологического центра МГОУ Глеба Швецова.

Глеб Геннадьевич уверен, что сегодня, как никогда, важно формировать экологическое мышление. Условия для этого в МГОУ есть, а уж замыслов по улучшению качества жизни у Владимира Пасечника громадье.

Перловка, Мытищинский район