С 2007 года мы разрабатываем проект «Озеленение внутреннего пространства школы и прилегающей территории», цель которого - создать удобную, уютную, красивую школу, современное учебное пространство как средство воспитания учеников. Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека. Они положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды (вещества, губительно действующие на микроорганизмы), смягчают шум, уменьшают запыленность. Цветы оказывают благотворное эмоциональное воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять нервное и физическое напряжение.

Задачи проекта

воспитание у детей бережного отношения к растениям;

создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания взрослых и детей;

внесение посильного вклада в улучшение внешнего вида школы;

развитие фантазии школьников.

В процессе работы по озеленению внутреннего пространства школы были выделены следующие зоны:

I. Фойе

Входная зона имеет значение как пространство, формирующее представление об учебном заведении и настраивающее на рабочий лад. Ребенку, учителю, родителям важно почувствовать, что здесь их ждут.

Фойе является также релаксационной зоной: здесь ученики могут отдохнуть после напряженной работы на уроке. При наличии достаточного освещения и соблюдения температурного режима в фойе можно разместить большие цветочные контейнеры прямо на полу.

Но возникает проблема. Трудно уберечь растения от повреждений по неосторожности.

Выход: разделить помещение на «зеленую зону» и «зону передвижения».

Целесообразно отделить одну зону от другой таким образом, чтобы не загромождать пространство. Удачным решением являются, например, массивные скамьи, которые не только улучшают внешний вид помещения и защищают растения от повреждений, но и создают условия для отдыха и общения в свободное от уроков время.

II. Холлы

Холлы служат своего рода распределительными пунктами: ученики перемещаются из кабинета в кабинет. Следовательно, должно остаться пространство для рекогносцировки. Исходя из этого в оформлении холлов целесообразно использовать более компактные композиции. Цветы не должны мешать движению. Один из возможных вариантов - это использование в оформлении холлов разноуровневых полок. Внешний вид полок может быть подобран с учетом особенностей планировки. Материалом для полок в нашем случае послужила вышедшая из строя мебель.

III. Коридоры

Школьные коридоры лучше не перегружать растениями, так как это довольно узкие помещения. Вместе с тем, как правило, в коридорах много окон и, следовательно, свободных подоконников. На подоконниках можно разместить небольшие растения. Важно учитывать, что на подоконниках растения должны быть достаточно выносливыми, так как они подвергаются перепадам температуры в холодное время года, перегреванию почвы и открытым солнечным лучам в теплое время года.

Подбор растений для солнечных подоконников

Нельзя сказать однозначно, какие из комнатных цветов будут чувствовать себя комфортно, так как не только свет влияет на изменение внешнего вида растений. В результате наблюдений в течение двух лет мы заметили, что хорошо переносят солнечный свет стапелия, бильбергия и пеларгония.

На затененных подоконниках хорошо чувствуют себя аглаонема, циперус, каланхое, фикус Бенджамина, сингониум.

IV. Зимний сад

По мере пополнения школы новыми растениями возникла необходимость в дополнительном помещении, которое служило бы своеобразным питомником для выращивания новых и реабилитации старых растений, утративших привлекательный внешний вид. Так у нас появился зимний сад, который служит и для создания накопительной базы, и для акклиматизации вновь приобретенных растений.

В зимнем саду поставлен аквариум с рыбками, так как цветам нужна определенная влажность воздуха. В наш сад вселились обитатели: фикусы, папоротники, драцены, спатифиллюмы, шеффлеры, сенполии, монстеры, филодендроны, агавы, зигокактусы, бегонии, эухарисы, стрелитции и другие. Составляется каталог школьных растений с использованием фотоматериалов. Ухаживают за растениями ученики школы под наблюдением руководителя. Надеемся наладить сотрудничество с цветоводами из других школ.

Галина МЕХ, директор школы №57, станица Троицкая, Крымский район, Краснодарский край