Комментарий «УГ»

Город Бердск, расположенный на берегу Обского водохранилища и Бердского залива, - один из старейших населенных пунктов Новосибирской области. Основанный в 1716 году, он получил статус города в 1944-м. Находится на расстоянии около 40 километров от столицы Сибири - Новосибирска. Через Бердск проходит транзитный поток автомобильного и железнодорожного транспорта в Алтайский край, Казахстан и республики Средней Азии.

Население Бердска составляет около шестидесяти тысяч человек. В последнее десятилетие начался своеобразный строительный бум: многие сотрудники научно-исследовательских институтов близлежащего Академгородка предпочитают приобретать квартиры и дома именно здесь. Привлекают более низкие по сравнению с областным центром цены на жилье.

Зимой, проезжая по Бердскому шоссе, из окна автобуса видишь слева занесенный снегом лес, справа - огромное ледяное поле. Летом заснеженный лес превращается в Ботанический сад, а ледяное поле - в Бердский залив с большим пляжем, лодочными станциями и домами отдыха.

Римма Ивановна считает крайне важным объединение управлений образования и молодежной политики в единую городскую структуру. Нужно понимать, что сегодняшние дошкольники - это завтрашние школьники, а выпускники школ - будущие молодые специалисты. Значит, нужна единая линия работы с молодым поколением.

Несмотря на финансовый кризис, при поддержке городских властей и руководства области удается сохранять все образовательные учреждения. Все школы города укомплектованы кадрами, хотя есть вакансии - не хватает учителей музыки. Средний возраст педагогов - 48 лет. Хотелось бы, конечно, омолодить педагогический состав. Для этого Управление образования сотрудничает с Новосибирским педагогическим университетом, пытаясь привлечь молодые кадры.

- Большую роль в сохранении и развитии системы образования города играет нацпроект, - говорит Римма Ильюшенкова. - Это новая волна, поддержка школ. Конечно, реформы даются нелегко, но перемены очевидны. ПНПО привлек внимание всего общества к проблемам образования, изменил подход к их решению.

Приведу пример. Скажем, две городские школы выиграли конкурс и миллион рублей. Школы - участницы конкурса получили премии от губернатора. Но когда стало ясно, насколько такие гранты помогают поднять уровень образования, городские власти нашли возможность выделить каждой школе по миллиону. Благодаря выделенным дополнительным средствам в учебных заведениях появились новые кабинеты физики, химии, мультимедийные доски, компьютерные классы. Сегодня в Бердске один компьютер приходится на 15 учеников. Но мало поставить оборудование, нужно обучить педагогов работать по-новому, объяснить, зачем это нужно.

С сентября 2007 года школы города перешли на новую систему оплаты труда. Поначалу возникали конфликты. Сегодня, считает Римма Ивановна, можно говорить о том, что произошел качественный сдвиг прежде всего в мышлении педагогов. Теперь люди понимают, что оплата идет за качество и результат труда. Исчезла уравниловка. Заработная плата педагогов выросла в среднем на 25 процентов и составляет около 15 тысяч рублей в месяц. Благодаря разумной финансовой политике теперь нет проблем с кадрами в дошкольных учреждениях. Все сотрудники не только получают нормальную заработную плату, но имеют льготы на питание и не платят за содержание своих детей в том учреждении, где работают. Кроме того, льготы на питание имеют дети-инвалиды.

- Понимаете, кормить-то надо всех! Пришел ребенок в садик, в школу - он должен быть сыт, тогда и учиться будет легче. Бывает, что в семье неблагополучно, мы выясняем, как обстоят дела, и без всяких справок выдаем ребенку бесплатный обед. Кроме того, у нас при одной из школ есть интернат, где живут 45 детей-сирот. Они учатся вместе со своими сверстниками, живут в нормальных условиях и не чувствуют себя изолированными, - рассказывает Римма Ивановна. - У нас также созданы условия для обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, а таких в городе более 900 человек. Кстати, в Бердске принято специальное положение об открытии классов по профессиональной подготовке школьников, которые по разным причинам не могут завершить обычный курс обучения. В семи классах в различных школах города обучаются 109 таких детей.

- А как обстоят дела с информатизацией системы образования?

- Это важнейшая часть реформы. Во всех школах есть Интернет, а компьютеры стоят не только в кабинетах информатики. У нас все предметники обучаются работе с электронными образовательными ресурсами. Мне часто приходится слышать, как учителя-предметники, которые еще два-три года назад не понимали, зачем нужна вся эта техника, теперь с энтузиазмом рассказывают о том, как оживляются уроки с ее помощью. Многие педагоги дают открытые уроки, делятся опытом. В школах проводятся семинары для учителей и директоров.

Заметно, что Римма Ивановна - энтузиаст ИСО, сама она прекрасно владеет всеми современными средствами связи и умеет передать свой энтузиазм другим. В городских школах в кабинетах физики, химии, биологии, литературы могут стоять по нескольку компьютеров. При этом один из них подключен к проектору и электронной доске, а другими пользуются как педагоги, так и ученики для поиска новой информации, проверки каких-либо данных и, конечно, для общения.

В городе действует программа «Хронограф», позволяющая осуществлять весь документооборот в электронном виде. Каждое образовательное учреждение имеет свою базу данных, свой сайт. Все школы оснащены лицензионными программами и ЭОР. У городского управления образования есть свой сетевой портал, где можно оставить вопросы и получить ответы. Им пользуются многие жители города.

- Римма Ивановна, но, наверное, не обходится городское образование и без проблем?

- Безопасность школ. На это нужно выделять деньги из федерального бюджета, сами мы не сможем обеспечить современный уровень безопасности.

Нина КОПЮГ, Бердск, Новосибирская область