Для проведения фестиваля руководство города и области предоставило лучшие площадки Ульяновска. Несмотря на плотную, разностороннюю программу, включающую в себя экскурсии, тематические «круглые столы», посещение наиболее интересных учебных заведений региона, в центре внимания оказались открытые уроки и мастер-классы, которые проводили учителя-новаторы из разных регионов страны. Участники форума назвали фестиваль настоящей инъекцией вдохновения, которую они получили, обмениваясь педагогическим опытом с коллегами.

Инициаторами проведения фестиваля на Ульяновской земле стали обладатель Малого хрустального пеликана 2006 года, заместитель председателя Комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи Законодательного собрания Ульяновской области Екатерина Уба и председатель областного клуба «Учитель года», победитель регионального конкурса «Учитель года-2002» Раис Загидуллин. На проведение фестиваля ульяновских педагогов вдохновило желание делиться новаторскими методиками преподавания, которые широко представлены на всех этапах конкурса, но редко становятся по его завершении достоянием российской педагогической практики.

В последний день фестиваля на суд его участников была представлена модель проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009», разработанная главным редактором «Учительской газеты» Петром Положевцем и победителем конкурса 2007 года Дмитрием Гущиным. Представляя новые правила, первый заместитель главного редактора «УГ» Ирина Димова напомнила о том, что ровно двадцать лет назад «Учительская газета» опубликовала первое положение о проведении конкурса «Учитель года СССР». Новая модель преследует ту же цель - открытие новых имен в педагогике и использование конкурса как ресурса для развития образования, но учитывает требования, предъявляемые к учителю в новых образовательных стандартах. На первом испытании под названием «Методический семинар» учитель должен устно представить жюри свой профессиональный опыт. Второе конкурсное задание - «Учебное занятие»: на нем педагогу необходимо не только показать глубокое знание предмета, но и продемонстрировать способность выходить за рамки своей предметной области в интересах всего процесса образования. Следующие испытания, с которыми учителя часто сталкиваются в своей педагогической практике, - «Классный час», «Родительское собрание» и «Педагогический совет». Завершающий этап конкурса пройдет в режиме открытой дискуссии, затрагивающей общественно значимые проблемы. По ее итогам будет отобрана пятерка обладателей Малых хрустальных пеликанов, которая проведет «круглый стол» с участием министра образования и науки РФ. На нем будет оцениваться умение учителя вступать в диалог с широкой аудиторией, его кругозор, и, наконец, Большое жюри определит победителя конкурса. Участники фестиваля в своих отзывах отметили полное соответствие новой модели современным требованиям к учителю.