- Роберт Акопович, появление ребенка с проблемами в развитии - тяжелая ситуация для семьи. Кто придет на помощь родителям, на что им рассчитывать?

- Московская область располагает одной из самых мощных и разветвленных в России систем специального образования, которая охватывает практически каждый населенный пункт. Она включает в себя специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, образовательные учреждения психолого-педагогической и медико-социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии. В этих учреждениях работают высококвалифицированные специалисты - педагоги, психологи, врачи. Родители, близкие детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов ни в коем случае не останутся со своей бедой наедине. Им необходимо своевременно обратиться в медико-психолого-педагогическую комиссию и получить направление в образовательное учреждение соответствующего профиля.

- И каков же результат обучения в таком учреждении? Существует ли понятный и надежный показатель успешности реабилитации ребенка с проблемами здоровья?

- Конечно. Самый желаемый результат - переход ребенка из специального (коррекционного) образовательного учреждения в обычную школу, получение им среднего общего, среднего специального и высшего профессионального образования.

- Разве это реально?

- Более чем! По данным мониторинга 2008 года, в Московской области 73 процента выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений интегрируются в общеобразовательное пространство, что свидетельствует о высокой эффективности работы системы специального образования. Этот результат достигается за счет позитивных изменений, которые произошли в системе специального образования нашей области за последние 8 лет.

Во-первых, деятельность специальных коррекционных образовательных учреждений ведется по всем направлениям комплексной реабилитации.

Во-вторых, в процессе коррекционно-развивающей работы используются разнообразные современные технологии, технические средства реабилитации, строго соответствующие виду учреждения и целям медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации.

В-третьих, в реабилитационный процесс повсеместно внедрены средства культуры и искусства. Дети посещают театры, музеи, библиотеки; вместе с воспитанниками общеобразовательных учреждений участвуют в культурно-досуговых и культурно-массовых мероприятиях; для них создаются кружки художественной самодеятельности, живописи, лепки, вышивания.

В-четвертых, в процесс профессиональной реабилитации широко включается изучение слесарного, столярного и швейного дела.

В-пятых, ежегодно проводятся смотры-конкурсы художественной самодеятельности, конкурсы «Лучший по профессии» среди воспитанников специальных коррекционных учреждений.

Хорошим поощрением для детей с ограниченными физическими и психическими возможностями стали именные стипендии губернатора Московской области за успешное освоение программ обучения (или участие в мероприятиях в сфере образования) для детей-инвалидов. Это стимул к тому, чтобы хорошо учиться, активно участвовать в фестивалях, конкурсах, спортивных состязаниях. Стимул и моральный - получение именной стипендии очень почетно для подростка, и материальный: с этого года размер стипендии составляет 36 тысяч рублей. Для семей, где воспитываются дети-инвалиды, такая поддержка очень важна.

Вообще внимание со стороны губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова к проблемам детей-инвалидов, детей с проблемами в развитии - фактор огромной силы, помогающий людям верить: они не останутся без поддержки ни сегодня, ни в будущем.

В целом хочу подчеркнуть: благодаря целенаправленной работе правительства Московской области в коррекционных образовательных учреждениях созданы все условия для эффективной работы.

Хороший эффект дает также и работа с родителями проблемных детей.

- Их тоже надо воспитывать?

- С ними надо целенаправленно работать, с тем чтобы дома, где ребенок проводит значительную часть времени, и в учреждении были единые условия и требования, иначе говоря, существовало общее реабилитационно-образовательное пространство. К сожалению, часть родителей не понимает и не осознает своей необходимости и роли в процессе воспитания и обучения ребенка, у которого есть те или иные ограничения возможностей здоровья. Всю ответственность, всю заботу об улучшении состояния ребенка они перекладывают на образовательное учреждение. Их трудно упрекнуть: родители детей с серьезными проблемами здоровья сами нуждаются в поддержке. Им не хватает специальных знаний, они живут в условиях постоянного стресса. Поэтому в Московской области уже в течение восьми лет осуществляется целенаправленная и активная работа по развитию компетентности таких родителей. Их просвещают не только в вопросах воспитания и обучения, но также помогают им понять клинические особенности тех нозологических форм заболеваний, которыми страдает ребенок. Беседы, лекции, консультации проводятся специалистами разного профиля (педагоги, психологи, врачи и др.). В этой работе участвует и профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений региона. Просвещение ведется как в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений, так и через средства массовой информации.

- Так вы утверждаете, что выпускник специального (коррекционного) образовательного учреждения после интеграции в общество имеет те же возможности самореализации, что и его сверстники с более крепким здоровьем?

- Несомненно. Я могу привести десятки примеров, когда люди с различными ограничениями возможностей здоровья покоряли значительные жизненные вершины. Многие из них не просто успешно работают, но делают замечательную карьеру в том числе и в науке. Слепоглухой Елене Келлер в свое время была присуждена ученая степень доктора юридических наук. Никаких чудес здесь нет, это результат специального образования, основанного на правильном понимании возможностей нервной деятельности человека, и комплексного подхода к проблеме реабилитации.

- Проблемы в развитии детей могут быть самыми разными. Значит, и решать их надо по-разному?

- Конечно, учитывая разнообразие форм нарушения здоровья, все коррекционные образовательные учреждения подразделяются на восемь видов. И в каждом из них ребенок получает именно ту помощь, которая нужна ему.

Так, специальные учреждения I вида создаются для обучения и воспитания неслышащих детей с целью их всестороннего развития и получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

В учреждениях II вида обучаются и воспитываются слабослышащие дети (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь). Дети получают всестороннее развитие на основе формирования словесной речи и подготовки к свободному речевому общению.

В учреждениях III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и сниженным зрением.

Специальные (коррекционные) учреждения V вида создаются для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией. Этим детям оказывается специализированная помощь для преодоления нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

VI вид - это учреждения для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата). Там стараются восстановить, сформировать и развить двигательные функции, корректировать недостатки психического и речевого развития, социально адаптировать детей, интегрировать их в общество. Достижение этих целей обеспечивается на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Специальные (коррекционные) школы VII вида предназначены для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. У них при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. В учреждении обеспечивается коррекция эмоционально-волевой сферы и развития детей, активизируется познавательная деятельность, формируются навыки и умения учебной деятельности.

И, наконец, коррекционные школы VIII вида создаются для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Специалисты корректируют отклонения в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также осуществляют социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции ребенка в общество.

- Слово «реабилитация» звучит как-то по-судебному...

- У термина интересная история. Действительно, впервые он появился во второй половине XIX века в области юриспруденции и означал «восстановление по суду или в административном порядке в прежних правах неправильно опороченного». В медицину это понятие ввел Франц Иозеф Раттер фон Бус. В 1903 году в книге «Система общего попечительства над больными» он назвал реабилитацией благотворительную деятельность. По отношению к лицам с физическими недостатками понятие «реабилитация» стало употребляться с 1918 года, когда в Нью-Йорке был организован Институт Красного Креста для инвалидов.

В 1967 году в Праге на IX совещании министров здравоохранения было принято следующее определение: «реабилитация - это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, ведущих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду».

На сегодняшний день под реабилитацией понимается комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Главное здесь - комплексность. Реабилитация детей с проблемами здоровья включает в себя медицинское, социальное, педагогическое и психологическое направления. Именно только комплексное воздействие и приводит к максимально возможному восстановлению личности в целом и утраченных функций организма, что обеспечивает эффективную интеграцию (перевод) ребенка в общеобразовательное пространство.

И второе требование. Наряду с комплексностью реабилитация каждого воспитанника и обучающегося должна осуществляться по индивидуальной программе. Великий русский врач Матвей Мудров сказал, что лечить нужно не болезнь, а больного. Люди неповторимы. Каждый больной ребенок имеет свои особенности функционирования органов и систем организма, включая и интеллектуальную сферу. Поэтому даже при лечении одного и того же заболевания подход к выбору средств реабилитации должен быть индивидуален.