Конференцию вела заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Валентина Иванова. Она напомнила, что в марте Всероссийское педагогическое собрание на «круглом столе» рассуждало о том, стал ли ЕГЭ правовым механизмом защиты интересов и прав граждан в области образования. Тогда на диспуте присутствовали представители 12 регионов РФ. Этот разговор вдохновил на дискуссию по этой же теме участников XIV пленума центрального совета педсобрания, на котором выступили уже 27 регионов. Мнение учителя математики из Лобнинского лицея Андрея Павлова в тот раз отметили как одно из наиболее ярких.

Участники пленума приняли решение, в котором, в частности, говорилось о необходимости «признать, что одной из ключевых задач практической деятельности ВПС в настоящее время является оказание содействия органам управления образованием, образовательным учреждениям, обучающимся и учителям в эффективном использовании возможностей ЕГЭ для повышения качества образования, защиты интересов и прав граждан в области образования».

Всероссийское педагогическое собрание поставило перед собой целый ряд задач, выполнение которых способно повысить качество образования и осуществить защиту интересов и прав граждан в области образования. Две из них сегодня практически решены. Участники пленума предложили издать информационную брошюру «ЕГЭ в вопросах и ответах». Книга уже в печати. В ней собраны мнения учеников, студентов, родителей, педагогов, директоров из самых разных территорий нашей страны. Спасибо всем вам за активное участие в подготовке этой книги. Мы надеемся, что 21 апреля на совещании в Государственной Думе мы сможем вручить ее участникам совещания.

Было постановлено на апрель 2009 года: «Организовать и провести в 67 субъектах Российской Федерации научно-практические конференции на тему «Роль и задачи региональных отделений ВПС в проведении ЕГЭ-2009». И они в эти дни проходят по всей стране.

За ходом видеоконференции, предваряющей совещание 21 апреля в Госдуме, следили 53 субъекта Федерации. Мнения и обмен опытом, попытка донести до остальных свои переживания и возможность поделиться уроками преодоления трудностей - это была прекрасная возможность услышать друг друга и получить компетентные разъяснения из первых уст, ведь на конференции присутствовали и заместитель начальника Управления контроля и оценки качества образования Рособрнадзора Татьяна Бархатова, и председатель Комитета Государственной Думы по образованию Григорий Балыхин.

В Подмосковье накоплен немалый багаж знаний о проведении ЕГЭ. И своими наработками с коллегами из других регионов педагоги области делились охотно.

Вера ИВУШКИНА, директор средней школы №4 Краснознаменска, заслуженный учитель РФ, лауреат премии губернатора Московской области:

- Наша школа с углубленным изучением отдельных предметов имени Георгия Жукова готовится в третий раз к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Пусть это и небольшой опыт, но он уже есть, поэтому мы можем сегодня говорить о плюсах и минусах данной формы итоговой аттестации. Я могу с уверенностью сказать, что сдача экзамена в форме ЕГЭ позволяет объективно выставить оценку ученику, и если ученик мотивирован на изучение предмета, то ему не страшен экзамен, в какой бы форме он ни проводился. Конечно, мы, учителя, переживаем за уровень знаний учащихся и с волнением ожидаем результатов ЕГЭ. В нашей школе в 2007-2008 учебном году все выпускники сдали русский язык и математику. Качество знаний по русскому языку составило 65 процентов. А по математике - 63 процента. 84 процента выпускников по результатам ЕГЭ были зачислены на бюджетные места в вузах.

Особое внимание следует обратить на психологическую подготовку одиннадцатиклассников. Любой экзамен - это стресс. Поэтому психологическая служба школы постоянно работает с выпускниками, их родителями и учителями. Индивидуальные консультации для родителей и учеников, тренинги по преодолению страха, работа родительского всеобуча помогают преодолеть выпускникам и родителям психологический барьер во время сдачи экзамена.

Наша школа - школа здоровья, и главным для нас служит сохранение психологического здоровья выпускников. Сдача ЕГЭ в мае-июне освобождает учащихся от повторных экзаменов в институт, что заметно улучшает их качество жизни.

Ученик уверенно чувствует себя за партой во время проведения ЕГЭ, если он уже не раз был в такой обстановке. В нашей школе тестирования учащихся стали традиционными: ученики четвертых классов проходят тестирование при создании направленных классов.

В средней и старшей школе материал подается цикло-блочной системой, что предусматривает зачетные уроки в форме теста. Тестирование учащихся происходит во время административных контрольных работ и при сдаче промежуточной аттестации.

Для учеников 10-11-х классов установлена сетевая программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, что помогает выпускникам неоднократно пройти тестирование и в режиме онлайн узнать свои результаты. Хотелось бы, чтобы таких информационных программ стало как можно больше и по всем предметам.

Однако следует отметить, что сложности при подготовке учащихся к ЕГЭ существуют. Одной из них стала неадаптированность заданий в КИМах к учебникам, по которым работают учителя.

Иногда встречаются некорректно составленные задания в КИМах, что приводит учащихся к замешательству и потере времени при сдаче экзаменов. По словам выпускников, как ни странно, сложность экзамена состоит в заполнении бланков ответов, хотя наши учителя много внимания уделяют этой работе. Хотелось бы, чтобы при определении места сдачи ЕГЭ для детей с ограниченными возможностями были созданы условия для их работы и отдыха.

Мы хорошо понимаем, что надо совершенствовать подготовку к ЕГЭ не путем «натаскивания» учащихся, а комплексным подходом к обучению. Для этого следует работать над подготовкой учителя «новой школы» - учителя с новой методикой подачи знаний и организацией их усвоения. Возврата к прошлому не будет, а значит, как сказал Дмитрий Анатольевич Медведев в одном из своих выступлений: «...мы должны вырабатывать и новые подходы к образованию, и новые подходы к тому, каким образом нам обмениваться не только новыми технологиями, но и новыми знаниями, создавать так называемую образовательную мобильность».