Первое

Есть некоторое задание. Если эта работа выполнена учеником хорошо, учитель так и говорит: «Хорошо». Это и есть «оценка».

Сколько уроков длится «работа»? Может быть, это десятиминутный письменный опрос, а может, доклад, над которым ученик работал две недели.

«Хорошо» не связано со школьной оценкой: это не тройка, не четверка, не пятерка. «Хорошо» имеет другой смысл: учитель считает, что ученик сделал работу действительно хорошо.

А если плохо? То говорит: «Плохо». И дает возможность второй попытки, возможность сделать в следующий раз.

Строго говоря, в лицее есть две оценки: «хорошо» и «в следующий раз».

Второе

Есть работа простая, а есть сложная. Выделим, допустим, три уровня:

1-й уровень - задания по образцу, «услышал - повторил», пересказ, решение простых задач, ответы на самые простые вопросы;

2-й уровень - умение применить знание в другой ситуации; умение сравнивать, видеть общее, высказывать предположения;

3-й уровень - это так называемые нестандартные задания, на которые нет очевидного ответа, для решения которых нужно построить в голове сложную комбинацию из знаний, полученных, возможно, по разным школьным предметам; задания, требующие порой догадки, озарения - самое точное слово для третьего уровня, это творческая работа.

За выполнение каждого задания они получат долгожданную оценку(!), которая в нашей школе выражается словом «хорошо».

Важно, что уровень работы всегда определен заранее, и учитель никогда не оценивает ни ученика, ни его работу. Он просто говорит: «Да, ты справился с этой работой (первого, второго или третьего уровня сложности)» или «Нет, ты не справился, в следующий раз».

Только «да» и «нет».

Посмотрим на все это глазами родителей - собственно, оценка и ставится для них. Допустим, тема длится 6 уроков. За 6 часов - 12 работ, напротив каждой - отметка «да» или «нет». Разве этого недостаточно для умного родителя?

Коротко, по-школьному, все преимущества такой системы оценивания - мы назвали ее маршрутным листом:

1. Вся работа разбита на небольшие и понятные задания, напротив каждого - отметка о выполнении.

2. Никаких минусов, нулей, грустных мордочек - или «хорошо», или «в следующий раз».

3. Если не сделал с первого раза - надо сделать со второй, третьей, четвертой попытки.

4. Учитель не оценивает, он только констатирует, сделана ли работа.

5. Самый слабый ученик может получить зачет за простую работу, а для сильного всегда есть несколько сверхсложных заданий.

6. Зачет - «хорошо» - означает не только то, что ребенок справился с заданием, но и то, что он может помочь своему товарищу сделать эту работу. Умение работать вместе, помогать друг другу - один из важных плюсов маршрутного листа!

Третье

Остался вопрос - что ставить в конце года в личное дело ученика.

По Закону «Об образовании» школа имеет право проводить промежуточную аттестацию в любой форме. Другими словами, государство от нас требует пятибалльной оценки только в конце 4-го, 9-го и 11-го классов. Причем эти оценки могут быть выставлены по результатам контрольных работ.

В обычной жизни зачетов достаточно.

Так у нас работает в течение последних четырех лет начальная школа. Были страхи: родители заберут детей - количество учеников увеличилось за эти годы в полтора раза!

И все ж компромиссы неизбежны: думаю, пятибалльная оценка в средней школе могла бы ставиться только 1-2 раза в четверть за самостоятельные (контрольные, проверочные) работы. И годовая оценка - на основании этих работ.

Применение оценки - пятибалльной оценки - позволяет достичь хорошего (как кажется нам) результата. И в короткие сроки. А что потом - кому дело? Истощение организма, набор болезней, ранняя смерть - это в спорте. Потеря интереса, отвращение к учебе, полная апатия - в школе. Но разве это беспокоит родителей? Результаты должны быть сегодня, в крайнем случае - в конце четверти...

Олимпийский комитет не признает результатов, если в крови обнаружен эритропоиетин. А результаты, полученные вследствие применения сильнейшего психоделического препарата - пятибалльной оценки? А мы еще гордимся: олимпиадные задачки решает, по-английски говорит бегло...

Рустам КУРБАТОВ, директор лицея «Ковчег-ХХI», Красногорск