Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

I. Вызов

1. Учитель: Сегодня письма в почтовых конвертах - это почти анахронизм. Хотя есть в письмах нечто, что заставило этот наполовину умерший жанр обрести второе рождение. Когда вы в последний раз отправляли или получали письма «ВКонтакте»? Что вас побуждает отправлять сообщения и что вы испытываете, получая послания от друзей?

2. Работа со словарем

Учитель: Стихотворение, которое мы сегодня будем интерпретировать, является по жанру посланием. Давайте вспомним, какие черты присущи данному жанру. В этом нам поможет статья из литературоведческого словаря. Прочитайте и выделите жанровые признаки (подчеркните в тексте).

Статья «Послание»

Послание - литературный жанр, стихотворное письмо, обращенное к какому-либо конкретному лицу. Это своеобразное «открытое поэтическое письмо», в котором автор беседует с адресатом, высказывает ему свои мысли по какому-либо вопросу, напутствует, желает, просит или ободряет.

Этот жанр восходит к глубокой древности, вспомним о том, что «Поучение Владимира Мономаха» - это своего рода послание. Эпистолярный жанр развивался из бытовой переписки. В художественной литературе «корреспонденты» становятся персонажами, а их переписка - повествовательным приемом.

Содержание послания - морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, сатирические, любовные. В европейской поэзии оно впервые появляется у Горация, живет в поэзии Средневековья и Возрождения, расцветает в эпоху классицизма.

Форма писем, или посланий (эпистол), позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.

Из литературоведческого словаря

3. Тема, задача

Учитель: Художественное произведение строится на единстве содержания и формы. Мы попытаемся понять авторский замысел сквозь призму жанра этого произведения. Жанровое своеобразие станет кодом, ключом к стихотворению.

II. Осмысление проблемы

1. Работа с заглавием

Учитель: Стихотворение называется «Генералам двенадцатого года». Какие мысли, чувства, ассоциации лично у вас связаны с этими людьми? Что могло привлечь Цветаеву в них?

2. Осмысление текста

Учитель: Сейчас мы будем знакомиться с текстом. Обратите внимание на обращение к адресатам. И попытайтесь выявить различие между обращениями к генералам вообще и к Тучкову-четвертому. Исправьте в тексте строчную букву на прописную там, где вы считаете это необходимым.

Поделите стихотворение на смысловые части. Объясните, по какому принципу это произведение делится на композиционные части (1-я часть - общий портрет, наиболее типичные черты, 2-я часть - обращение к Тучкову-четвертому, 3-я часть - снова типизация).

Заполните таблицу «Обобщенный портрет генералов» и «Портрет Тучкова-четвертого». В первый столбик - детали портрета, во второй - поступки героев, в третий - авторскую оценку. На что Марина Цветаева обращает внимание?

Вопросы к таблице

- Какие детали подчеркивает Цветаева во внешнем облике героев?

- Что ее привлекает в поступках героев? Почему образ строится на антитезе?

- Почему юную Марину Цветаеву так заинтересовал этот человек? На этот вопрос нам поможет ответить семейная легенда Тучковых.

Александр Алексеевич Тучков (1777-1812), генерал-майор, командовал бригадой 3-й пехотной дивизии Коновицына, входившей в 1-ю армию Барклая-де-Толли. Это был человек, «соединявший с прекрасной наружностью душу пламенную, ум, обогащенный всеми плодами просвещения». В 1806 году он женился на Маргарите Михайловне, урожденной Нарышкиной. Она «гордилась красотою мужа, которого сравнивали в тогдашнем обществе с Аполлоном, его храбростью, рыцарскою его доблестью». Она сопровождала мужа во время русско-шведской войны 1808-1809 годов. «Солдаты старались доставить ей возможные удобства и в свою очередь обращались к ней за помощью всякого рода». С заботливостью сестры милосердия она ухаживала за ранеными, как русскими, так и шведами, попавшими в плен. Когда началась Отечественная война 1812 года, Тучков со своей бригадой стоял в Минской губернии. Семья была с ним. Войска отступали. Недалеко от Смоленска пришлось заночевать в душной грязной избе прямо на полу на соломе. Маргарите Михайловне приснился сон. Она увидела окровавленную надпись «Ton sort se decidera a Borodino» («Твоя участь решится при Бородине»). Она разбудила мужа:

- Где Бородино? Тебя убьют в Бородине!

- Бородино? Я в первый раз слышу это имя, - ответил Тучков.

Расстелили карту, но Бородина на ней не нашли.

Тучков-четвертый погиб в Бородинском сражении около полудня в бою за Семеновские флеши. Александр Алексеевич, увидев, что его Ревельский полк дрогнул, схватил знамя полка и пошел впереди солдат на французов. По рассказам солдат, ему ядром оторвало обе руки. Когда его пытались вынести из-под огня, новое ядро оторвало обе ноги. Вслед за тем третье ядро поразило тридцатипятилетнего генерала в грудь.

Маргарита Михайловна пыталась найти на поле битвы тело мужа, но его, видимо, сожгли на общем погребальном костре. Она продала имение и построила на месте Бородинского сражения храм. Это был первый памятник героям Бородина.

Учитель: Но это стихотворение Марина Ивановна посвятила не только генералам двенадцатого года, но и своему мужу Сергею Эфрону. Что сближает образ генералов двенадцатого года и образ мужа? Ответ мы попытаемся найти в письмах Цветаевой.

Письмо от 17 марта 1914 года В.В.Розонову: «Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренно. Прадед его с отцовской стороны был раввином, дед с материнской - великолепным гвардейцем Николая . <...> Мать его урожденная Дурново <...> У него узкое лицо, темный разлет бровей и под ними такие огромные, совершенно невероятные по красоте и величине глаза. <...> Если бы Вы знали, какой это пламенный, великодушный, глубокий юноша!»

Почему в этом стихотворении фактически два адресата? Почему Цветаева обращается к героям далекого прошлого? Почему посвящает стихотворение мужу?

III. Рефлексия

Учитель: Что Цветаева пытается рассказать своему читателю? Какое послание она ему пишет?

Представьте себе, что «ВКонтакте» появилась личная страничка Марины Ивановны Цветаевой. Отправьте ей свои послания. Напишите свои сообщения на ее «стене». Пока вы пишете, будет звучать романс «Генералам двенадцатого года» на музыку Андрея Петрова.

Лидия ХОРЬКОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1538, Москва