Село Княвичи расположено за рекой Десной, всего в трех десятках верст от города Сельцо. Природа здесь живописная. На две части село разделяет речка Доброшовка, неподалеку старая разрушенная церковь и малокомплектная школа, в которой на тринадцать учеников пять учителей.

Трагедия произошла поздним вечером. Смеянов по обыкновению задержался в школе до темноты, а когда возвращался домой, был настигнут убийцей на мостике через речушку. Тот нанес ему удар монтировкой по голове и сбросил с моста в воду.

Накануне учителя получили зарплату, но в карманах убитого сотрудники милиции обнаружили всего триста рублей, остальные деньги пропали. Была выдвинута версия: убийство совершено с целью ограбления. А вскоре появился и подозреваемый - ученик девятого класса, в котором Смеянов преподавал математику. Пятнадцатилетний подросток в тот вечер укатил в Брянск и за услугу, оказанную водителем легкового автомобиля, доставившим его в областной центр, рассчитался с ним такими же купюрами, какими выдавали зарплату учителям. Подросток был арестован и взят под стражу.

Как выяснилось позднее, семья подростка состояла на школьном учете как неблагополучная. Родители воспитанием сына не занимались, отец и мать злоупотребляли спиртными напитками. Подросток был предоставлен сам себе. Школа делала все, чтобы направить трудного ученика на правильный путь. Но выходит, что одна она с этим не справилась. Да и не могла справиться, если то, что прививалось в школе, мгновенно разрушалось дома. Это лишний пример того, что для надлежащего воспитания ребенка нужны общие усилия - семьи, школы и общества.

Все, кто знал Валерия Ивановича Смеянова, в один голос утверждают, что это был очень добрый человек, из тех, что мухи не обидят. Двоек ученикам никогда не ставил, за плохую учебу и дисциплину ребят не журил, на родительских собраниях предпочитал отмалчиваться.

По этому поводу вспоминается рассказ Василия Макаровича Шукшина «Охота жить». Старый таежник Никитич случайно встретил в тайге молодого красивого парня, беглого преступника, главное желание которого было шикарно жить в большом городе за чужой счет. А Никитич считал, что не было бы добрых людей, жизнь бы остановилась. Старик накормил парня, обогрел, предложил остановиться на ночлег. После случайного прихода в таежную избушку начальника районной милиции парень бежит из избы ночью, прихватив ружье Никитича. Никитича возмутила такая кража, и он короткой дорогой догнал парня. Но пожалел, что он погибнет в тайге, и оставил ему свое ружье. Из этого ружья парень и убил Никитича выстрелом в спину, опасаясь, что старик выдаст его. Чему учит этот рассказ? Доброта должна быть разборчивой, продуманной.

И вот что я думаю. Мужчина, работающий сегодня в школе, должен непременно знать основы военного дела, быть всесторонне развитым физически, владеть приемами рукопашного боя и многими другими видами спорта, а не только хорошо знать свой предмет и быть добрым.

Петр КУЗНЕЦОВ, учитель школы-интерната, Сельцо, Брянская область