Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Знаете, за годы работы я поняла, что быть учителем-предметником трудно, но быть классным руководителем еще трудней. Это дело, которому нужно отдаваться беззаветно и безгранично. Как математик, я знаю, сколько времени нужно потратить на подготовку к уроку, на проверку тетрадей, но разве можно знать заранее, сколько времени потратишь на свой класс, на работу с родителями? Когда я общаюсь с ребятами, то забываю о времени. Мы становимся единой командой, у каждого есть свое дело, своя роль. Мне радостно видеть горящие глаза детей, особенно когда у них что-то получается. В такие минуты они раскрываются, доверяют друг другу и мне. Это дорогого стоит.

Я убеждена, что любой ребенок должен развиваться постоянно, гармонично и разносторонне. И как результат – стать успешным. В этом и заключается мое педагогическое кредо.

Я стараюсь, чтобы жизнь детей была яркой, интересной, активной. Мы много ездим в музеи и театры, на туристические слеты, участвуем во всех конкурсах, играх и соревнованиях, создаем классный фотоальбом – летопись нашей жизни, проводим праздники и многое другое, что помогает сделать коллектив сплоченным и дружным.

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

1) любовь и уважение заслуживают все;

2) трудолюбие и ответственность должны быть у каждого;

3) учитель должен быть терпелив и заботлив;

4) окажи всем помощь и поддержку, и это вернется к тебе;

5) попробуй заинтересовать;

6) дай простор для творчества.

Конечно, я рассказала не обо всех принципах, только о главных.

Диагностика

Для изучения индивидуальных особенностей учащихся ежегодно создается социальный портрет класса. Проанализировав социальный портрет, работаю с малообеспеченными и неблагополучными семьями:

даю консультации;

посещаю на дому;

привлекаю специалистов Психолого-педагогического медико-социального центра (ППМС) - психолога и социального педагога;

организую бесплатное питание;

привлекаю детей в группы продленного дня;

приглашаю ребят в кружки дополнительного образования.

Цели и задачи

Цель воспитательной работы в классе – создание условий для развития личности и творческого потенциала каждого ребенка.

Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:

воспитание общей культуры, приобщение школьников к духовным традициям семьи, школы, города;

создание условий для гармонизации межличностных отношений как основы социального опыта;

удовлетворение потребностей учащихся в различных сферах дополнительного образования;

развитие способности к объективной самооценке, саморегулированию, самоопределению;

воспитание чувства собственного достоинства, способности к социальной адаптации;

привлечение всех участников учебно-воспитательного процесса к решению проблем детей класса, организация досуга учащихся;

развитие и совершенствование работы по формированию здорового образа жизни;

оказание социально-психологической помощи в решении актуальных и сложных проблем учеников и их семей;

стимулирование и поддержка инициативы и ответственности в общественной жизни учащихся;

освоение и использование новых педагогических форм и методов воспитательной работы;

стимулирование и поддержка личных достижений детей.

Система самоуправления

в классе

В классе существует ученическое самоуправление.

Детский творческий совет (ДТС) помогает подготовить и провести школьные мероприятия.

Библиотечный центр проводит рейды по проверке учебников, помогает в проведении выставок, игр.

Центр порядка проверяет внешний вид, выполнение домашних заданий, состояние дневников. Дежурит по классу и столовой.

Вожатский центр оказывает шефскую помощь начальной школе.

Творческий центр помогает в подготовке и проведении классных мероприятий.

Эрудит-центр помогает в подготовке и проведении интеллектуальных игр в классе и школе.

Оформительский центр отвечает за выпуск газет, подготовку фото- и видеоматериалов к различным мероприятиям.

Спортивный центр помогает в подготовке и проведении спортивных игр в классе и школе.

Командир и заместитель командира входят в школьный ДТС.

Здоровьесберегающая деятельность

Работа по сохранению жизни и здоровья учащихся осуществляется по следующим направлениям:

1. Изучение здоровья учащихся (листок здоровья).

2. Организация тематических классных часов и мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья: региональное - «Соревнование классов, свободных от курения»; районные - «Зарница», «Безопасное колесо», туристический слет; школьные – спортивные соревнования между классами по футболу, пионерболу, волейболу, теннису, баскетболу, классные часы - «Режим дня», «Профилактика вредных привычек», «Здоровое питание», «Здоровый образ жизни» и других.

Не имей сто друзей…

Для определения уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснения ценностных предпочтений я вместе со школьным психологом Н.С. Алексиной использовала методику С.М. Петровой «Пословицы». Ребята выбрали следующие пословицы:

счастлив тот, у кого совесть спокойна;

не в деньгах счастье;

бояться несчастья и счастья не видать;

доброе слово лучше богатства;

всякий за себя отвечает;

сам пропадай, а товарища выручай;

не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Анализ выбора пословиц выявил высокий уровень нравственной воспитанности учеников.

Пьедестал почета

Каждую четверть ребята выбирают человека четверти. Им может стать ребенок, у которого высокая академическая успеваемость или рост академической успеваемости, который активно участвует во всех классных и школьных мероприятиях, доброжелательно относится к одноклассникам. По итогам четвертей выбирается человек года, имя которого вносится в книгу достижений нашей школы.

Для меня ребенок - не объект для учебных и воспитательных воздействий, а прежде всего субъект, способный к диалогу, сотрудничеству, совместной деятельности.

Ольга ХЛЕСТКОВА, учитель математики, классный руководитель 7-го «Б» класса средней школы №89, победитель IV конкурса «УГ» для классных руководителей, Санкт-Петербург