Инна КОРНЕВА, учитель истории и обществознания школы №21, Воронеж:

- Конечно, поддерживаю. Субботник - хороший повод привести в порядок окружающий нас мир, украсить место, в котором мы живем. Если говорить конкретно о нашей школе, то для проведения большого субботника традиционно издается приказ по образовательному учреждению. Мы убираем не только во время субботника, но и в обычные дни: раз в две недели приводим в порядок школу и участок вокруг, и еще по понедельникам дети собирают бумажки и фантики с пришкольного участка - это так называемая косметическая уборка.

Татьяна КОРОЛЕВА, педагог дополнительного образования Центра развития ребенка, Санкт-Петербург:

- Я с удовольствием принимаю участие в субботнике, который мы устраиваем целым подъездом. Убираем прошлогоднюю траву, листья, подметаем тротуар. Я рада, что вместе со мной делают посадки и приводят придомовую территорию в порядок мои дети. Надеюсь, этот элемент воспитания они передадут как эстафету и своим детям. Очень важно, когда ребята видят отношение людей к своему дому, своей улице.

Елена ШИБУЛКИНА, директор школы №93, Волгоград:

- Я двумя руками «за», и весь коллектив поддерживает традицию субботников. Неправда, что «бесплатный» труд - неуважение к человеку. На самом деле, если мы хотим себя уважать, то должны поддерживать чистоту и порядок. Никто, кроме нас, этого не сделает. У нашей школы огромный участок - четыре с половиной гектара, множество деревьев - тополя, клены, вязы. Так вот, мы уже привели его в порядок: деревья окопали и побелили, убрали крупный мусор, вымели дорожки. Работали все - и дети, и учителя. Зато теперь чисто и красиво!

Олеся КОСТЕННИКОВА, заведущая подразделением Центра детского творчества, Ноябрьск:

- Субботник - одна из традиций, от которых, на мой взгляд, отказываться не следует. Ценным в проведении субботника является не столько вклад в благоустройство территории (что тоже немаловажно), сколько физическое и душевное единение участников этого мероприятия независимо от возраста и профессиональной принадлежности. Это и патриотическое воспитание, и трудовое. Так что отказаться от субботников - значит отказаться от достаточно эффективной формы воспитательной работы.

Светлана МАКАРОВА, заведующая Советским филиалом городского Центра развития образования, Новосибирск:

- Субботники как форма коллективного труда полезны, но их нужно организовывать разумно. Видимо, не стоит проводить их в какой-то один фиксированный день. У нас в Сибири, например, в апреле все еще идет снег и по ночам минусовые температуры. Детей можно выводить на улицу, когда сойдет снег и появятся первые ростки зелени. Пусть ребенок увидит, как с его помощью пробиваются к жизни трава, цветы, как сразу хорошеет территория вокруг школы. Такой труд облагораживает, а также имеет воспитательное значение. Если школьники поработают вместе с учителями пару часов, соберут мусор, то потом они не будут бросать пакеты, обертки и прочее на землю. На совещании директоров мы недавно обсуждали и такую тему: если школьный дворник или завхоз будет проводить всего лишь час в день за уборкой пришкольной территории, этого достаточно для поддержания чистоты. Порядок в здании школы и вокруг нее - дело чести каждого коллектива.

Ирина КИСЕЛЕВА, учитель ритмики средней школы №69, Пенза:

- На мой взгляд, отказываться от такой традиции нельзя. Ведь это очень важно - поддерживать вокруг себя чистоту и бережно относиться к территории в своем микрорайоне. Я, к примеру, живу в частном секторе, где состояние улиц по весне - всегда большая проблема. И это правильно, что жителей заставляют убирать возле своих домов. Но важно, чтобы и власти что-то делали для поддержания порядка. Только при совместной работе будет какой-то результат. Что касается нашей школы, то субботники на прилегающей к ней территории проводятся постоянно. И все учителя с учениками очень ответственно подходят к этому делу. Кроме того, это полезно для школьников и в воспитательном плане.