На игроков Интернета кризис повлиял по-разному. Представители одних компаний признавали, что он больно ударил по их бизнесу, другие рассказывали коллегам о росте доходов и призывали не паниковать. В итоге участники обсуждения выявили несколько явных тенденций. Первая и главная - это существенное уменьшение рекламных бюджетов и, как следствие, доходов многих (хотя и не всех) интернет-компаний.

Но несмотря на опасения экспертов, сокращения аудитории Рунета не произошло. Более того, количество людей, проводящих время в Сети, только увеличилось, хотя их интересы изменились: больше пользователей стало обращаться к новостям, изучая сложившуюся экономическую ситуацию и знакомясь с прогнозами на будущее.

По словам президента компании «Одноклассники.ру» Никиты Шермана, было бы неправильно говорить о том, что пользователи теряют интерес к развлекательным порталам и социальным сетям. Например, в последние месяцы количество активной аудитории этой социальной сети, постоянно пользующейся различными сервисами, выросло на 60 процентов.

Большинство участников дискуссии сошлись во мнении, что их положение в марте оказалось намного лучше, чем они предполагали в конце прошлого года, когда проходила первая такая встреча. Но никто из них сегодня не рискует строить долгосрочных планов, предпочитая жить сегодняшним днем и ожидая дальнейшего ухудшения ситуации.

Тем не менее представитель «Яндекса» Лев Глейзер считает, что ничего катастрофического не происходит, напротив, почти у всех компаний, по его словам, выросла рублевая выручка. А поскольку большинство расходов компании несут именно в рублях, кризис не причинил Интернету такого ущерба, который наблюдается в других сферах. Хотя это не значит, что проблем нет вовсе. По словам Глейзера, трудности коснутся обновления и закупки так называемого железа - техники и серверов, которые приобретаются за доллары, а также развития инфраструктуры. Из-за этого инвестиции в развитие Интернета, особенно в регионах, неминуемо будут снижаться, что помешает дальнейшему приросту сетевой аудитории.

А вот представитель информационного агентства «Регнум» Борис Соркин абсолютно не согласен поддержать подобный оптимизм. Масштабы кризиса в Интернете он продемонстрировал на своем примере. Из-за того, что многие фирмы-должники так и не расплатились с «Регнумом» по договорам, заключенным в 2008-2009 годах, компании пришлось отправить в неоплачиваемый отпуск треть сотрудников - журналистов из регионов и ближнего зарубежья. При этом Соркин отметил еще одну тенденцию: от своих финансовых обязательств отказываются не только терпящие бедствие компании, но и те, у кого есть деньги, - они банально пытаются сэкономить, прикрывшись кризисом.

А вот некоторые, оказывается, все прелести кризиса уже ощутили в полной мере, причем в буквальном смысле и без кавычек.

«Сказать, что все хорошо, - ничего не сказать, - заявил делегат «Аструм Онлайн Интертеймент» Игорь Мацанюк, признавшись, что у его компании, занимающейся онлайн-играми, растут как рублевые, так и долларовые доходы. - Просто нужно было вовремя переориентироваться». По его мнению, все кризисные проблемы вызваны исключительно неэффективностью менеджеров.

Представители рекламных агентств также не спешат драматизировать ситуацию. Дмитрий Ашманов из компании «Ашманов и партнеры» говорит, что сейчас начался приток рекламных денег в Интернет - рекламодатели отказываются от дорогостоящих роликов на телевидении и делают ставку на сетевую рекламу.

Поскольку встреча происходила в стенах Государственной Думы, речь зашла и о совершенствовании существующего законодательства. Принимавший участие в дискуссии представитель Федеральной антимонопольной службы объяснил, что ФАС не имеет возможности штрафовать нарушителей, рассылающих спам. Дело в том, что спамеры уже давно не пользуются серверами, а для рассылки корреспонденции используют тысячи компьютеров, зараженных вирусами. Чтобы выяснить, кто именно этим занимается, необходимо вмешательство правоохранительных органов и проведение оперативно-разыскных мероприятий. Но действующий закон о спаме относится не к уголовному, а к гражданскому праву, а это значит, что силовые ведомства не могут участвовать в поимке спамеров. В то же время участники интернет-сферы пока так и не пришли к единому мнению, нужно ли вводить уголовную ответственность за рассылку спама.

Депутаты Госдумы еще раз напомнили представителям интернет-сообщества, что они могут обратиться к своим коллегам с любыми своими идеями, законодательными инициативами и предложениями, чтобы защитить свою сферу от глобальных потрясений и выйти из кризиса с минимальными потерями.