А начиналось все в 1924 году, тогда при клубе «Свобода» появился первый пионерский отряд, совсем небольшой, поначалу около трех десятков ребят. Только в 1937 году у тобольских пионеров появился свой Дом пионеров и школьников, причем здесь были открыты сразу несколько кружков - балетный, кукольный, драматический, хоровой, фортепианный, изобразительный... Потом, уже когда в 1945 году пионеров перевели в Дом Ершова, тут открываются новые кружки - авиамодельный, умелые руки, туристов-краеведов... В 50-е годы у Дома пионеров и школьников появилось новое здание, и поле его деятельности еще более расширилось - здесь открылся городской пионерский штаб, клуб старшеклассников «Искатель», клуб для октябрят «Малышок»... Особое внимание отводится военно-патриотическому воспитанию, с середины 50-х до 90-х годов в Доме пионеров и школьников проводятся парады юнармейцев, игра «Зарница», собирается по крупицам краеведческий материал... В это время популярностью среди ребят пользуются фото- и радиокружки, танцевальный, вокальный, кинокружок... Новые времена многое поменяли в работе Дома пионеров и школьников, прежде всего само название, в самостоятельные внешкольные учреждения выделились такие направления, как техническое, спортивное, туристско-краеведческое. Осталось прежним главное - творческий подход к своему делу работающих здесь педагогов, энтузиазм и любовь к детям, умение разглядеть в каждом юное дарование. Сегодня кружки, студии и объединения Тобольского Дома детского творчества посещают более тысячи ребят от 3 до 18 лет. Юные таланты с удовольствием занимаются в оркестре детских инструментов «Веселые нотки», в танцевальном коллективе «А ля Дэнс!», в студии декоративно-прикладного искусства. У таких же коллективов, как вокальный ансамбль «Гармония», театр костюма, фольклорный ансамбль «Обережка», за плечами многолетняя история. И знают их не только в Тобольске, но и по всей области.

Директор Дома детского творчества Ольга Валерьевна Тереня с большим энтузиазмом отнеслась к переходу своего учреждения в новую организационно-правовую форму.

- Мы наконец-то ушли от бюджетного финансирования, связывающего нас по рукам и ногам, и научились считать свои деньги, - говорит Ольга Валериевна, - между прочим, благодаря экономии многое удалось сделать. Когда мы еще были автономной некоммерческой организацией - а эту форму я считаю даже более экономически выгодной для нас, чем статус АУ, - мы сумели на заработанные деньги отремонтировать танцевальный и компьютерный залы, приобрести хорошую аппаратуру. Кроме того, существенно расширили перечень платных услуг дополнительного образования, сейчас их у нас 38.

Как оказалось, Ольге Валериевне удалось не только улучшить материально-техническую базу, но и существенно повысить заработную плату педагогов, что для руководителя любого образовательного учреждения является одной из первостепенных задач. Сейчас минимальная сумма, которую здесь получают педагоги, - 7 тысяч рублей, максимальная - 19 тысяч.

- Все шишки нами были набиты еще при переходе в АНО, поэтому особых трудностей при переходе в статус АУ уже не было, - рассказывает Ольга Тереня. - Добавлю, что в учреждениях у нас создан наблюдательный совет, так что свою работу мы согласовываем не только с учредителем, но и с советом.

- Статус автономного учреждения - это весьма перспективная форма хозяйствования, учреждение может по своему усмотрению распоряжаться внебюджетными деньгами, развивать как свою материально-техническую базу, так и повышать качество услуг, проводить повышение квалификации педагогов, - включается в разговор председатель комитета по образованию администрации города Тобольска Любовь Петровна Слинкина. - Правда, есть и риски такого перехода, прежде всего они связаны с правильностью выбора руководителя учреждения, от которого в новых организационно-правовых условиях зависит очень многое.

Переход в статус АУ дает целый ряд преимуществ образовательному учреждению, во-первых, это позволяет повысить требовательность к аттестации педагогических кадров, устанавливает зависимость величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых ими работ и условий труда, дает возможность сбалансировать штатные расписания учреждений в соответствии с потребностями в образовательных услугах, исходя из количества учащихся.

Тобольск, Тюменская область