В начале пути

Перемен потребовала сама жизнь. При довольно высоком темпе роста затрат (в 2003 году по сравнению с 2001-м доля расходов бюджета Тюменской области на образовательную сферу возросла в 1,5 раза, а в 2004-м достигла 23,8 процента) образование региона не оправдывало возложенных на него надежд. Не приводило к положительным изменениям качественных показателей. Так, в 2005 году итоги сдачи ЕГЭ в регионе оказались ниже среднероссийских.

- К сожалению, - подчеркивал тогдашний губернатор области и идеолог преобразований Сергей Собянин, - заботясь об учителях, мы принимали решения, которые в результате привели к необоснованному увеличению нагрузки на школьников и к неподкрепленному финансами увеличению расходов на содержание учебных заведений. Но это тупиковый путь. Проблему следует не просто «закидать деньгами», а создать систему, при которой рубль начнет эффективно работать.

Для этого в 2002-2003 годах был проведен анализ состояния образовательной системы области, в результате выявлены самые болезненные точки. В частности, как отмечала заместитель губернатора области Наталья Шевчик, отсутствовал баланс между количеством учащихся и работающих в отрасли. (При снижении количества детей, обучающихся в общеобразовательных школах, отмечался рост более чем на 8 процентов числа занятых в общем образовании.) Существовала диспропорция: доля обслуживающего персонала в школах составляла от 33 до 80 процентов общей численности работающих. Педагоги получали низкую заработную плату (3,5-4 тысячи рублей), что ограничивало приток в отрасль высококвалифицированных молодых специалистов. Среди прочих минусов - низкая мотивация педагогов к повышению эффективности труда, несоответствие социального статуса педагогов социально-экономической значимости системы образования, неэффективный общественный контроль качества обучения и воспитания.

Деньги - за учеником

Стратегию насущного и неизбежного обновления, связанную прежде всего с решением задач повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов, вырабатывало руководство региона, тактику - Департамент образования и науки, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования. Реализация ТОГИРРО двух грантов Национального фонда подготовки кадров по проекту «Реформа образования» - «Внедрение нормативного бюджетного финансирования, обеспечивающего доступное качественного образование» и «Общественная ответственность за образование» - позволила опережающими темпами сформировать организационное и научно-методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений на основе разработанной в Тюменской области нормативно-правовой базы.

Были закрыты малокомплектные школы (стоит подчеркнуть: подобные решения принимались с учетом мнения сельчан, высказанного на сходах) и одновременно организована доставка учеников к месту занятий школьными автобусами, оптимизированы штатные расписания школ, сокращена доля расходов на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал. Этот непростой путь регион прошел в 2002-2003 годах (правда, не факт, что процесс завершен окончательно, ведь исходя из прогнозов количество детей будет уменьшаться).

Анализ функционирования образовательных учреждений Тюменской области подтвердил необходимость и возможность концептуального изменения принципа финансирования. В основание нового хозяйственно-экономического механизма был положен нормативно-подушевой метод. Введены три основополагающих тезиса: «Деньги следуют за учащимся», «Школе гарантируется сохранение фактически сложившегося объема расходов», «Заработная плата педагога зависит от реальных трудозатрат и результатов труда».

Смена приоритетов

Не секрет, правовое поле для разработки нормативов всех уровней было создано в 1992 году и зафиксировано в статье 41 Закона «Об образовании». Однако реально и весьма интенсивно к этой работе в Тюменском регионе приступили в 2003-м. В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. №123 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» 29 декабря того же года было издано постановление губернатора области.

Этим документом впервые в рамках межбюджетных отношений установлены региональные подушевые нормативы финансового обеспечения для всех видов школ не на содержание, а на реализацию государственного образовательного стандарта, на базе которых сформирован бюджет-2004 всей системы образования области. Главам муниципальных образований предстояло определить для каждого общеобразовательного учреждения долгосрочные нормативы бюджетного финансирования и постоянно действующие дифференцированные поправочные коэффициенты к ним.

- Переход на подушевой норматив, - подчеркнул первый заместитель директора Департамента образования и науки Алексей Райдер, - преследовал две приоритетные цели. Во-первых, обеспечение равных условий образовательного процесса всеми школами - и на селе, и в городе. Во-вторых, переход от финансирования сети образовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.

Величина норматива выступает в качестве гарантированной минимальной стоимости образовательной услуги, подлежащей обязательному применению при формировании регионального и местных бюджетов. Особенностью применения метода стало сочетание принципа формирования нормативов по фактически сложившимся расходам на учащегося с системой введения поправочных коэффициентов. Так, в 2004 году среднесложившийся расход средств на одного сельского школьника области был 8,6 тысячи рублей. Но в одном из 26 муниципальных образований Тюменской области, Тюменском районе, норматив на каждого обучающегося с учетом поправочного коэффициента для данной территории (1, 24) составил уже 10664 рубля. В 2005-м он равнялся 13022 рублям, в 2006-м - 20083... В прошлом году норматив на ученика городской школы Тюменской области составлял 15100 рублей, с 1 января 2009 года он увеличен до 18500 рублей. Заметим: год от года за все время реформирования отрасли данный показатель шел только вверх. И это принципиальная позиция областного правительства.

Да, деньги пошли за учеником. На первом этапе они перечисляются в муниципальные бюджеты, а на втором - доводятся до каждой школы. Причем финансовый поток не исходит, как прежде, из сметы расходов и штатной численности, которые ранее необоснованно раздувались, а жестко привязан к количеству учащихся. Чем их больше, тем большую сумму получает учебное заведение. Таким образом, по мнению начальника Управления образования администрации Тюменского района Натальи Бирюковой, внедрение нормативного финансирования среди прочих плюсов способствовало появлению в крупных населенных пунктах реальной конкуренции между образовательными учреждениями, то есть заставило их бороться за каждого ученика.

Ключевая фигура

Так была решена первая часть задачи. Вторая включала в себя уход от Единой тарифной сетки к новой, отраслевой, системе оплаты труда. И Тюменская область одной из первых в России рискнула найти для себя этот путь. На то были веские основания: заработок педагога в то время напрямую зависел от количества выданных им часов. Следовательно, чем больше уроков, тем выше доход учителя. Заложниками этой ситуации в первую очередь стали дети, недельная нагрузка которых просто зашкаливала, а с учетом домашних уроков превышала загруженность взрослых.

Модернизация системы общего образования Тюменской области, как известно, велась комплексно. Параллельно с оптимизацией началась подготовка к внедрению новой системы оплаты труда работников отрасли образования в регионе, но непосредственно начала осуществляться в 2004 году. Было принято постановление администрации Тюменской области «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений Тюменской области».

Помимо этого региональным правительством были разработаны и утверждены новое Положение о формировании фонда оплаты труда образовательных учреждений, типовые муниципальные правовые акты по вопросам введения отраслевой системы оплаты труда, методические рекомендации по их разработке и др. На основе этих документов городские округа, муниципальные районы и образовательные учреждения создали свою нормативную базу. То есть необходимый объем подготовительной работы выполнен на каждом уровне управления. Реальный же переход к НСОТ произошел в 2005-м. И если в первом полугодии «отраслевку» примерили на себя 102 школы области, то с 1 сентября на нее перешли оставшиеся 459.

Новая система строилась на принципе, чтобы за меньшее количество часов учитель получал те же самые деньги, но был привязан не к классам, а к ученику. При этом устанавливается прямая зависимость гарантированной, базовой, части заработной платы педагога от количества обучаемых им детей (учителю оплачивается каждый час его работы с каждым учеником) с учетом полученных в итоге знаний, то есть с ориентиром на конечный результат. Учитель рассматривается как центральная, ключевая фигура в системе общего образования, которая обеспечивает его качество, а заработная плата педагога расценивается как основной фактор качества его работы.

Формула свободы

Но как же в реальности работает эта схема? По словам директора тюменского лицея №34 Татьяны Нестеровой, в основу расчетов фонда оплаты труда образовательного учреждения положен все тот же подушевой норматив финансового обеспечения расходов на государственный образовательный стандарт. Его умножают на количество обучающихся и на поправочные коэффициенты к нормативу. В итоге несложных арифметических действий становится известным тот объем средств, который образовательное учреждение получает из бюджета на реализацию госстандарта.

В той же формуле определения размера фонда оплаты труда фигурируют упомянутые нами поправочные коэффициенты, количество учащихся и доля ФОТ в общем объеме расходов. Она составляет 90 процентов (остальные 10 направляются на развитие материально-технической базы школы). Из 90-процентного фонда 5 процентов идет в централизованный фонд стимулирования труда и социальной поддержки в образовательных учреждениях, создающийся на уровне муниципалитета. Оставшиеся 85 процентов принимаются за сто процентов, из них 70 процентов составляют базовую часть оплаты труда педагогического работника, а 30 процентов - стимулирующую.

В доле базовой части ФОТ учреждения, чтобы учесть особенности труда каждого педагога, включенного в учебный процесс, также выделяют две части. Одна из них (не менее 69 процентов) обеспечивает гарантированную оплату труда педагогического работника исходя из количества проведенных им учебных часов и численности учащихся в классах. Причем стоимость ученико-часа рассчитывается каждым общеобразовательным учреждением самостоятельно по формуле, которая определена в методике формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений Тюменской области. Вторая составляющая базовой части ФОТ (до 31 процента) позволяет при определении заработной платы учитывать сложность предметов и категории учителей, а также надбавки и доплаты за классное руководство, заведование кабинетом, выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, новая система устанавливает пропорциональную зависимость гарантированной оплаты труда педагогического работника от объема его учебной нагрузки. Создаются условия для обеспечения в общеобразовательных учреждениях оптимальной наполняемости классов, предотвращения искусственного расширения учебных планов и необоснованного увеличения аудиторной нагрузки учащихся.

В результате расчетов должностной оклад учителя русского языка и литературы высшей категории тюменского лицея №34 за преподавание, к примеру, в 7-м классе для 27 детей при 16 часах месячного учебного плана по предмету в прошлом году составил без малого 2 тысячи рублей, а базовая часть его зарплаты, то есть без премиальных выплат и прочих доплат, - более 13,7 тысячи рублей. С 1 января 2009-го она, по словам Татьяны Нестеровой, возрастет до 17300 рублей в месяц.

Тюменская школа действительно стала не простым исполнителем сметы, а распорядителем ресурсов, направленных не на содержание себя любимой, а на обучение детей. Получила финансовую самостоятельность, а с ней - определенную степень свободы.

- На освоение сложных формул, - говорит Татьяна Нестерова, - у нас ушло месяца три. Сегодня щелкаем как орешки и расчет фонда оплаты труда, и определение стоимости бюджетной составляющей, от которой зависит размер должностного оклада педагога. И возвращаться к ЕТС желания нет.

Кто главный?

Однако сколько бы денег ни имела школа, их, как известно, много не бывает. Приходится определять приоритеты. В частности, имеющейся у образовательного учреждения стимулирующей частью фонда оплаты труда директор школы вправе распоряжаться совместно с ее управляющим советом. Им, в частности, решать, за что и как премировать учителей. Этот процесс, по информации председателя управляющего совета тюменской школы №70 Евгения Показаньева, четко прописан в уставе учебного заведения.

При распределении фонда премирования педагогов учитываются три главных показателя работы, на уровне области возведенных в ранг важнейших. Во-первых, качество обучения, при котором, например, в 34-м лицее берутся в расчет результаты ЕГЭ, всеобуч, положительная динамика успеваемости, участие детей в научно-практических конференциях, индивидуальные консультации. Во-вторых, показатели, направленные на сохранение здоровья учеников (санитарно-гигиенические условия кабинета, питание, отсутствие травм, участие в спортивных олимпиадах, эстафетах). В-третьих, воспитательная деятельность (участие родителей учащихся в жизни класса, индивидуальная работа учителя с семьями и детьми, внеклассные мероприятия, дежурство по школе, внешний вид учащихся, отсутствие правонарушений и т. п.).

25 процентов учителей лицея №34 получают ежемесячно 20-25 тысяч рублей. Притом что средняя зарплата по школе - 18 тысяч рублей, а по области - 19 тысяч (для сравнения: в сентябре 2005-го, на старте перехода к НСОТ, она составляла 7,2 тысячи рублей). Биолог Анна Савиных, два года назад окончившая Тюменский госуниверситет, зарабатывает тысяч 15. Педагоги лицея с высшей квалификационной категорией и большой нагрузкой, занимающиеся наукой, готовящие учеников, которые достигают заметных высот на различных конкурсах и олимпиадах, предоставляющие еще и дополнительные услуги, имеют в месяц до 30 тысяч рублей. В 88-й тюменской школе уровень оплаты труда позволяет молодым специалистам оплачивать ипотеку.

В результате преобразований тюменский учитель действительно выиграл. Учитель начальных классов Елена Иванюк, лауреат конкурса «Учитель года Тюменской области», признается: когда начинала работать в школе, не могла купить не то что модные сапоги, которые носили старшеклассницы, но даже книги. Сегодня стажист говорит с уверенностью и гордостью, что получает не заработную, а заработанную плату.

- Вышла на эксперимент - по-другому строю урок, от этого у ребят загораются глаза, они начинают заниматься научно-практической работой, заражая меня своим интересом, побуждая вновь что-то придумывать. Вот такой замкнутый круг получается.

Счастливый круг. В центре его - ребенок, ради которого по большому счету реформа и затевалась.