Четыре года назад на уровне правительства области была принята Концепция качества образования региона. ТОГИРРО не только разработал этот важнейший документ, определяющий пути развития всей образовательной системы, но и предложил возможные варианты его воплощения в реальность.

Мы исходим из того, что эффективное управление невозможно без определения точных ориентиров, благодаря которым следует двигаться вперед. Именно поэтому прогнозирование, проектирование, разработка и внедрение программ, способных обеспечить стратегическое развитие образования нашего региона в самых разных областях - от экономики и правового сопровождения образования до обеспечения его доступности и качества, а также в сфере организации и управления инновационными процессами, - стали для ТОГИРРО важнейшим приоритетом.

Наряду с проектно-прогностическим вектором нашей деятельности и в соответствии с потребностями региональной образовательной политики институтом реализуются еще три основных направления, определенные Концепцией развития Тюменского областного института развития регионального образования до 2010 года, которая увидела свет еще в 2005-м. В частности, информационно-аналитическое, в рамках которого ведется мониторинг всей системы образования области, организационно-педагогическое, предусматривающее проведение всевозможных конкурсов и олимпиад, и, безусловно, повышение квалификации педагогов.

Идущая в стране и в нашей области модернизация образования, формирование новой модели школы требуют соответствующего уровня профессиональной компетенции учителей и руководителей органов управления образованием. Не секрет, что именно педагогические и прежде всего управленческие кадры - главный ресурс повышения качества образования.

Мы стараемся быстро и эффективно реагировать на все изменения, происходящие в жизни и соответственно в системе образования. «Подтягиваем» имеющиеся ресурсы, разворачиваем работу полным «фронтом» по всем четырем направлениям нашей деятельности, в их единстве. Помогает нам в этом гибкая, мобильная система повышения квалификации педагогических и управленческих кадров системы образования, созданная в ТОГИРРО.

Если видим пробелы в том или ином вопросе, к примеру трудности при подготовке к ЕГЭ, сразу же включаем эти темы в план семинаров, в курсовую подготовку учителей. Здесь нам помогает внедренная несколько лет назад так называемая матричная модель - современная организационная структура управления институтом, обеспечивающая максимально полное решение задач управления в рыночных условиях. Она состоит из ресурсного и процессного подразделений, а также временных творческих коллективов, которые создаются строго для решения конкретных задач. Люди в коллективах несут ответственность за сроки выполнения и результаты работы. Отработав одну тему, принимаются за другую. Это позволяет, не раздувая штат, трудиться в режиме развития, исключить появление незавершенных, тупиковых экспериментов.

Мы осознаем, что можно составить совершенно уникальную стратегию, наметить замечательные планы, но если управленцы не будут иметь надежную, оперативную, достоверную аналитику, одинаковую для всех, которую возможно получить в считанные секунды, они не смогут принять правильное управленческое решение для достижения высокого эффекта. В связи с этим хотелось бы рассказать о нашем проекте - создании персонифицированной информационной системы, включающей базу данных всех учителей Тюменского региона.

Особенность нашего ноу-хау в том, что в информационной базе содержатся не только анкетные данные педагогов, сведения о том, какой вуз и когда они окончили, о стаже работы, семейном и социальном положении, но и итоги деятельности. Здесь же найдете ответ на вопрос, по каким программам, пособиям и учебникам обучает тот или иной учитель.

Сегодня в нашей персонифицированной информационной системе сведения о 11,5 тысячах педагогов. В базе есть сведения о том, какие семинары и какую курсовую подготовку они проходили, о результатах входящего и исходящего контроля знаний ребят, о том, кто проводил у них занятия.

Информация, содержащаяся в банке данных, вскрыла еще одну проблему. Стало очевидно: педагог в сельской школе ведет сегодня 5-6 предметов, обладая базовым образованием лишь по одному. Причем аттестацию он проходит тоже по одному предмету. Увидев эту ситуацию, мы решили для таких учителей проводить интегрированные курсы обучения. На данном моменте сделаю акцент... Раньше в кабинетах управленцев собирались тонны отчетов и всевозможных бумаг, но с содержащимся в них кладезем информации, по сути, никто не работал. Сейчас сведения, поступающие в институт, анализируются нашими специалистами, становятся поводом для получения нами государственного задания от учредителя и, по большому счету, для определения векторов обновления.

Сегодня мы прекрасно понимаем, что требуется делать следующий шаг - создавать персонифицированную базу на каждого ребенка, в которую войдут сведения о его успеваемости, портфолио успехов и достижений, данные о семейном положении, состоянии здоровья.

Так мы подошли к необходимости формирования персонифицированной информационной системы образования всей Тюменской области, которая будет содержать сведения о каждом учителе, каждом ребенке и каждом образовательном учреждении региона.

Сегодня на первый план выходит качество управленческого мышления. От руководителя, от того, какую информацию он получит, какое на ее основе примет управленческое решение, зависит успех любого дела в любой отрасли.

Уже сейчас треть объема работы нашего института составляет именно обучение управленцев разного уровня. В 2007-2008 годах ТОГИРРО вошел в новую программу по формированию региональной мобильной сети «Повышение квалификации управленческих кадров системы образования». Он будет реализовываться в России в течение трех лет и предусматривает повышение квалификации по актуальным проблемам современного управления образованием 75 тысяч человек.

Работа в таком режиме, накопленный нами опыт позволили институту участвовать в разного рода проектах и грантах - региональных и федеральных. Это помимо прочих плюсов дает возможность зарабатывать дополнительные денежные средства (в 2008 году мы привлекли их в размере 140 процентов нашего бюджета) и поднять заработную плату сотрудникам института в среднем до 25 тысяч рублей. Следует заметить: ТОГИРРО имеет статус автономного учреждения, что позволяет нам свободно распоряжаться заработанными деньгами, вкладывать их в дальнейшее развитие.

Один из проектов, доверенных нам Министерством образования и науки РФ, - проведение всероссийской экспертизы по государственно-общественному управлению образованием, которую мы осуществили в прошлом году. Кстати, российский конкурс управляющих советов школ проводился по положению, разработанному нашим институтом.

Годом раньше, в 2007-м, благодаря национальному проекту впервые в стране состоялся конкурс регионов, внедряющих комплексные программы модернизации образования. По его итогам, как известно, Тюменская область оказалась вне конкуренции - наравне с Москвой и Санкт-Петербургом и получила право быть регионом-консультантом для 21 победителя состязания. Проект выполнялся по заказу Федерального агентства по образованию, главным его исполнителем стал ТОГИРРО.

На плечи сотрудников института легли организационно-методическое сопровождение, методическая поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования нашей области по четырем направлениям модернизации отрасли: развитие системы качества образования; совершенствование содержания и технологий в рамках профильного обучения; внедрение новых государственных стандартов общего образования; распространение опыта по переходу на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений и введение новой отраслевой системы оплаты труда работников образования.

К тюменскому опыту был проявлен огромный интерес. 1300 человек (главы администраций, специалисты органов управления образованием, руководители образовательных учреждений) из 25 регионов России стали участниками межрегиональных научно-практических конференций и семинаров, организованных ТОГИРРО совместно с Департаментом образования и науки Тюменской области. Институт дал 1200 консультаций, в том числе в режиме on-line, провел несколько интернет-форумов, к которым проявили интерес 1800 человек. Более 1200 представителей 8 субъектов Федерации прошли обучение, побывали на наших стажировках и семинарах, завершавшихся «круглыми столами», которые проводила заместитель губернатора Наталья Шевчик.

Наша работа как региона-консультанта расширяется и совершенствуется, к ней подключаются все новые и новые территории, обобщается опыт, на его основе издаются учебно-методические комплекты. При поддержке правительства области и Департамента образования и науки совместно с электронным издательством «Медиаресурсы для образования и просвещения» ТОГИРРО издал серию из 57 дисков «Золотые уроки. Медиатека опыта лучших школ и учителей Тюменской области».

Это стало возможным благодаря очередной победе института в конкурсе на реализацию государственного контракта по организационно-методическому сопровождению и методической поддержке реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием опыта реформирования Тюменской области. Второй грант

ТОГИРРО подписал с Федеральным агентством по образованию и науке в октябре прошлого года, и уже в феврале мы провели первую стажировку для руководителей муниципальных образований, органов управления образованием, образовательных учреждений, финансово-экономических работников из Калининградской, Тамбовской, Челябинской областей, Пермского края, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы. Гостям, их оказалось более 100 человек, по их же заявкам была предложена тема перевода в новую организационно-правовую форму - автономные образовательные учреждения - заведений дошкольного и дополнительного образования детей, системы начального и среднего профессионального образования.

Знаете, есть такая старая истина: «Хочешь научиться сам - начни учить других». Она в полной мере касается и нас. Так, принимая делегации из различных территорий страны, обучая гостей, участвуя в семинарах и стажировках, наши специалисты, а также педагоги и руководители всех уровней, рассказывая о своих наработках, обогащались сами.

Надеемся, что и дальше сможем приглашать учителей, директоров образовательных учреждений, управленцев из других регионов России и щедро делиться с ними тем, что может быть обоюдно полезно. Мы открыты для всех.