Она лучше знает, что больше нравится сначала малышу, а потом и подростку, в чем он испытывает затруднение, потому что больше времени, чем родители, общается с ними. А ребята порой больше доверяют бабушке и дедушке, чем папе и маме. И нередко случается, что именно они спасают ребенка от непоправимого поступка, приходят вовремя на помощь. В этом им помогает большой жизненный опыт. Они понимают, что ребенок - это индивидуальность, он имеет право выбирать себе дополнительное занятие, понимая, что навязываемое вызовет только отвращение, скажем, к фигурному катанию.

А папа и мама, бывает, заставляют сына или дочь, к примеру, заниматься фехтованием или в театральном кружке, потому что это им самим нравится. Однажды я спросила восьмилетнего Илюшу, нравится ли ему играть на скрипке. Мальчик отрицательно покачал головой. «Но ты же продолжаешь заниматься?» - не унималась я. «А кто меня спрашивает? Запихнули в машину и везут в музыкальную школу».

Психологи установили, что у детей, которых воспитывают бабушки, а не только родители, развивается оригинальное, более творческое мышление, они становятся одареннее.

Однако бабушки бывают разные. Одни только приглядывают за ребенком, а все остальное время занимаются хозяйством. Другие слишком опекают внука или внучку, запрещают бегать, прыгать, качаться на качелях. В таком случае у ребенка развивается чрезмерная осторожность. Он больше времени проводит со взрослыми, а не со сверстниками.

В семье, где живут несколько поколений, необходимо единство требований к ребенку. Нельзя критиковать при нем ни родителей, ни бабушку. Если у той и другой стороны разные подходы к воспитанию, разное отношение к одному и тому же поступку ребенка, то он быстро начинает подстраиваться, в разных ситуациях ищет защиту то у одной, то у другой.

Елена СОКОЛЬСКАЯ, кандидат психологических наук, Самара