Семья сегодня переживает большие трудности. Кризисом затронуты ее основы. Происходят существенные изменения в структуре семьи, ее ценностных ориентациях.

Но мне хотелось бы затронуть проблему, характерную, пожалуй, для многих сельских школ нашей страны. Условно я называю ее «бабушкины дети». Последние лет пять-шесть мы с коллегами стали отмечать, что на родительские собрания приходят в основном бабушки. Не вместо родителей, которые больны или на работе, а потому, что, кроме бабушек, некому прийти. Число их растет с каждым годом. Если проанализировать сложившуюся ситуацию, то всех наших бабушек можно разделить на несколько групп.

Первая группа - бабушки, воспитывающие осиротевших внуков. Им, пережившим потерю собственных детей, очень трудно воспитывать малышей. Они осознают свою ответственность, понимая, что помощи ждать неоткуда, но в то же время, зная, что детям с ними лучше, чем в детском доме. Безусловно, такие дедушки и бабушки заслуживают уважения, и долг школы и общественности помогать им.

Вторая группа отражает веяние времени, когда российские семьи берут детей из детских домов на воспитание. «Рождаются» семьи - бабушка, дедушка (они опекуны) и внук или внучка. Конечно, хорошо, что дети обретают семью, причем порой большую, ведь у их опекунов уже есть свои дети и внуки. А как молодеют эти бабушки и дедушки, проявляя искреннюю заботу, даря любовь приемному ребенку.

Третья группа - бабушки, воспитывающие чаще всего первенцев своих детей. У их дочери или сына давно новая семья, растут другие дети, а сын или дочь, рожденные в юном возрасте и оставленные на попечение старшего поколения, так и живут в доме родителей.

Четвертая группа - бабушки, оставшиеся с внуками, когда родители уехали из села в город в поисках работы. Такой период может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Конечно, в последних двух случаях родители заботятся о своих детях - приезжают при первой же возможности, обеспечивают материально, берут их на каникулы. Внешне все выглядит благополучно - разве может повредить ребенку жизнь на свежем деревенском воздухе, окруженному искренней, порой непомерной любовью дедушек и бабушек? Здесь в первую очередь надо быть благодарным старшему поколению, всегда готовому подставить свое плечо молодой семье, забывающему порой о своих проблемах и даже благодарному судьбе за то, что в их доме опять шумно и хлопотно.

А вот теперь мне хочется обратиться к нашим молодым родителям. Долг педагога - предостеречь их от таких ошибок.

Во-первых, по собственному опыту могу утверждать, что разлуки с родителями являются для ребенка огромным стрессом. После приезда родителей навестить ребенка или после поездки ребенка на каникулы к одному из находящихся в разводе родителей такие дети долго не могут прийти в себя. Наблюдается резкое изменение их поведения, и, как следствие, такие ребята часто болеют.

Во-вторых, вырастая в семье бабушек и дедушек, даже самых образованных и современных, ребенок теряет опыт целого поколения - поколения папы и мамы. А это обязательно скажется, когда ребенок окончит школу и выйдет в большую жизнь. Ему не будет доставать этого опыта.

В-третьих, в доме бабушки, купаясь в любви и внимании, в мире и покое, ребенок лишен возможности уловить и осознать социальную роль, эталоны поведения каждого члена полной семьи. В обычной семье к будущей непростой жизни готовит буквально все: мама заботится о здоровье всей семьи, папа ремонтирует велосипед, старший брат помогает младшему. Семейная жизнь - это школа жизни наших детей, где главные учителя - собственные родители.

В-четвертых, психологи утверждают, да и в жизни это очень заметно, чрезмерная любовь и вседозволенность бабушек часто портит ребенка. Порой бабушки, боясь быть строгими со своими внуками, не смеют наказать их за проступки.

Если дети растут с родителями, между ними незаметно, изо дня в день укрепляются невидимые духовные нити, которые скрепляют близких людей всю жизнь. Это очень важно - быть близкими духовно, вместе пережить радости и неудачи. Наивно полагать, что все это может возникнуть само собой.

Галина ТАРАСОВА, учитель начальных классов, Пинежский район, Архангельская область