Еще одной отличительной чертой является созданный в этих стенах народный музей «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда». Это единственный музей в России. Впрочем, как поправляет директор колледжа, кандидат педагогических наук Лариса Белотелова, музей - это не изюминка, это гордость. Он был создан бывшими работниками учреждения, его выпускниками, теми, кто работал в блокадных детских садах, детских домах. Уникальная экспозиция воссоздает атмосферу военного времени, предлагает увидеть своими глазами, как жили люди в осажденном городе, во что играли маленькие ленинградцы. Здесь представлено много удивительных историй о доброте, щедрости человеческой души. К примеру, есть рассказ о мужчине - цирковом работнике, который делился своим пайком с дрессированными собачками, чтобы те могли выступать для малышей.

Лариса Николаевна говорит о том, что в музей часто приходят школьники. Начиная с первого курса с ним знакомят студентов. Через это знакомство строится воспитательная, патриотическая работа. Но об эффекте музейных посещений спрашивать не приходится. Он налицо: кто-то из экскурсантов положил рядом с подлинными экспонатами парочку сегодняшних конфет, а чуть поодаль также кто-то из юных посетителей оставил маленькую игрушку.

- Мы не убираем эти предметы, потому что они - отклик на увиденное, - поясняет директор.

В колледже есть еще один музей - декоративно-прикладного искусства, и здесь, так же как в первом музее, экспонаты подобраны тщательно и со вкусом. Отличие лишь в том, что веселые, добрые поделки сделаны непосредственно руками студентов.

Вообще за 45 лет истории колледжа отличительных черт набралось множество. Одна из основных заключается в том, что образовательное учреждение изначально было нацелено на подготовку дошкольных работников, поэтому самые сильные традиции в области преподавания дошкольной педагогики в нем сохранены.

- У нас стабильное педагогическое образование, и нет желания балансировать, надумывая имидж, - замечает Лариса Николаевна. - Мы гордимся коллективом, где больше 20 преподавателей - выпускники колледжа. Кадры у нас выпускаются сильные, о чем свидетельствуют отзывы тех образовательных учреждений, где ребята проходят практику. 40 процентов наших выпускников идут на работу в образовательные учреждения, 50 процентов продолжают обучение в вузах. То есть порядка 90 процентов выпускников идут по профилю.

- Как вы определяете при поступлении, человек поступает в колледж по призванию или для того, чтобы получить хорошее базовое образование?

- Проводим обязательное вступительное собеседование. Конечно, есть выпускники школ, что идут за хорошим базовым образованием, не готовые еще работать с детьми, но мы пытаемся их профессионально сориентировать. Если видно, что человек не чуждается вопросов практики обучения, вопросов профессиональных предметов, то мы стараемся его профессиональную направленность определить для работы в образовательном учреждении. К тому же у нас проходят занятия с психологами, психологическое тестирование. Что примечательно, часто ребята пересматривают свои первоначальные установки.

- Есть ли у вас конкурс?

- Сегодня почти нет. Безусловно, в последние годы проблема набора стоит очень остро. Виной - демографическая яма. Кроме того, многие школы настраивают своих выпускников на получение высшего образования после 11-го класса, хотя, мне кажется, если человек ориентирован на психолого-педагогическое образование, то чем раньше он узнает вопросы практики, тем лучше. В колледже больше возможностей в этом плане, чем в профильном классе школы. К сожалению, сегодня почти нет педагогических классов, потому что это немодно. А ведь когда-то педагогические классы были приравнены по статусу к педагогическим училищам.

Я знаю, что продолжается дискуссия на тему, насколько колледжи эффективны при развитии высшего педобразования и не должны ли они войти в структуру высшей школы. По моему мнению, когда мы лишаемся юридического лица, мы лишаемся своего «я». Нисколько не умаляю достоинств педагогических вузов, но сильная сторона колледжей в том, что мы сохранили вопросы практического обучения именно в том режиме, в каком они были. У нас практика начинается с 3-го курса, и за весь период обучения каждый студент имеет порядка 700 часов. Например, практика «Первые шаги ребенка в школе» - это знакомство с будущим первоклассником. Наши учащиеся присутствуют в школе последнюю неделю августа и первую неделю сентября, смотрят, как принимают ребенка, как проходит медосмотр, как знакомится с детьми классный руководитель и как проходит период адаптации ребенка к школьному периоду. Есть еженедельная учебная практика, практика по воспитательной работе, когда студенты должны провести мероприятия по организации досуга детей. Есть психологическая практика, где студенты знакомятся с возрастными особенностями детей, преддипломная практика, практика преподавания различных уроков по учебному плану, практика по организации летнего отдыха, когда студенты работают вожатыми и воспитателями. Причем заявки от начальников детских оздоровительных лагерей у нас не иссякают, они готовы взять наших студентов целой командой, потому что те хорошо, творчески работают. Мы также учим писать конспекты. Я много работала в методической службе и могу сказать, что правильному структурированию урока, написанию плана урока, самоанализу обстоятельно учат здесь. В вузе на это обращают меньше внимания. А у нас, к примеру, преподаватель методики преподавания любого предмета учит, как строить урок, как к нему готовиться. И прежде чем выйти на урок, будущий педагог согласует свои учебные планы с нашими методистами и со школьными учителями, где проходит практику, ведет творческий разговор с однокурсниками.

Как и к учебе, к отдыху в колледже подходят основательно: вот уже 5 лет на базе колледжа существует театральная студия «Свеча». Студия необычная, потому что работает на народных традициях, на основе русской национальной культуры. Что удивительно, параллельно с ней развиваются разные этноансамбли. Как говорят преподаватели, в колледже такая творческая почва, что постоянно рождает музыкальные, хореографические коллективы. Здесь также гордятся театром клоунады «На Обводном». Все коллективы были во многих зарубежных странах, в том числе во Франции, Норвегии, Швеции, Беларуси. Множество спектаклей и представлений дано в детских домах, в хосписах, детских больницах. По словам Ларисы Николаевны, такой творческий всплеск дал повод рассмотреть в этом году вопрос о лицензировании дополнительной программы «Педагог дошкольного образования с углубленной подготовкой «театральная деятельность».

Санкт-Петербург