- Наталья Владимировна, наверное, трудно вам с творческой работы - да на чиновничью?

- Да нет, все зависит от человека. Любую работу можно сделать творческой, смотря как подойти. Я вообще оптимист. Собственно, продолжаю заниматься тем же, чем и в центре, только работы и ответственности больше, круг задач значительно шире. И одним из актуальных направлений остается по-прежнему комплексный проект модернизации образования Горного Алтая. Хочу отметить, что 2008-й - это первый год участия республики в этом проекте.

Сейчас идет преобразование средних школ в основные, основных - в начальные, начальных - в начальные школы-детсады. Дело в том, что наполняемость классов низкая. В результате оптимизации ее удалось повысить, но заявленный показатель - 15 учеников в одном классе - еще не достигнут. В среднем пока 12.

Большое количество малокомплектных школ - более 40 процентов - серьезная проблема для системы образования Горного Алтая. Большинство из них отдалены от центра, находятся в труднодоступной местности: горы же кругом. Есть места, куда только вертолетом можно долететь. Мы составили перечень труднодоступных школ, которые в процессе модернизации нельзя закрывать, они должны финансироваться по факту. Я считаю, если есть ученик в селе, школа должна работать.

- Как изменила положение педагогов новая система оплаты труда?

- НСОТ была введена в 24 школах с 1 сентября 2008 года. Это 14 процентов от общего количества учебных заведений региона. Средняя зарплата работников сельских школ сегодня составляет около 9000 рублей, городских - более 11000. Готовились к новой системе мы серьезно - объехали все районы, познакомились с педагогами. Конечно, провели оптимизацию, но каждый шаг продумывался, ведь он связан с судьбами людей. Ни в коем случае мы не сокращали социальных педагогов и психологов, как происходит в других регионах. Я сама долго проработала на кафедре социальной педагогики и понимаю - сократив этих специалистов, мы многое потеряем. В дотационном регионе сложно найти деньги для развития. Тем не менее правительство республики в прошлом году выделило 9 миллионов рублей на повышение заработной платы учителей в учреждениях, участвующих в эксперименте.

Проанализировав работу по введению НСОТ в муниципальных образованиях, мы сделали несколько выводов. Позитивными моментами можно считать: организованные на всех уровнях переговорные площадки; выделение из федерального бюджета средств на оборудование и капитальный ремонт школ, участвующих в эксперименте; гарантию сохранения заработной платы при переходе на НСОТ при условии выполнения того же объема работ той же квалификации и ее повышение.

Что касается нормативно-подушевого финансирования, то на него перешли уже все школы. Главная проблема - недостаточность средств, рассчитанных по нормативу. Учитывая условия, в которых работают школы, для расчета объема субвенций муниципальным образованиям мы ввели поправочные коэффициенты. На муниципальном уровне такие коэффициенты введены для каждого учреждения. В малокомплектных школах применен термин «условно-обучающийся (воспитанник)», что позволило не допустить снижения финансирования таких учреждений. В городе повышение норматива составило 125 процентов против обязательства в 59 процентов. В селах чуть меньше - 32 процента против 31,4.

- Насколько я знаю, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай с вашей подачи (тогда еще как руководителя центра) с 2006 года стало экспериментальной площадкой по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат.

- Мы хотим изменить принцип «деньги в обмен на обязательства» на принцип «деньги в обмен на эффективность». Вообще этот эксперимент начало Министерство финансов Республики Алтай, что логично. Участие в нем Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай вызывало поначалу недоумение. Но я считаю, что каждый директор должен стать маленьким министром финансов. Надо просто четко видеть цель и ставить реальные задачи. Те регионы, которые ввели у себя эффективные механизмы расходования средств, например новую систему оплаты труда, на мой взгляд, могут претендовать на увеличение расходов на образование. То же самое касается малокомплектных школ - они должны иметь право получать средства на задачи, не связанные с реализацией государственного образовательного стандарта, коль скоро они способствуют сохранению традиций и являются социокультурным центром на селе. Реализация принципа «деньги в обмен на эффективность» требует определения перечня показателей эффективности. НПФ - как инструмент развития эффективности образовательных сетей и показатель эффективности соответствующего уровня управления. НСОТ - как инструмент развития эффективности профессиональной деятельности учителей и показатель эффективности управления институционального уровня. Простое увеличение финансирования не дает повышения качества образования. Необходимы экономические механизмы стимулирования развития образования.

- Наталья Владимировна, трудно оставаться женщиной, будучи министром?

- Нет, не трудно. В первую очередь благодаря близким: мужу, родителям, детям, друзьям и коллегам. Все они меня поддержали. У меня двое детей-учеников, так что о положении в школах узнаю из первых рук. Мой муж - сотрудник правоохранительных органов, потому знает по себе, что значит ненормированный рабочий день. Мне кажется, у женщин-руководителей есть преимущества перед мужчинами-начальниками. Женщины врастают в то, чем руководят, их «епархия» становится их домом, к которому они относятся по-хозяйски. Министр - самая женская работа. Только настоящие хозяйки умеют варить суп из ничего и сохранять гармонию в доме даже в трудные времена.