Опытный учитель без психологических тестов может выделить в классе лидеров и отверженных. Но многие преподаватели предпочитают не вмешиваться в сложившуюся в коллективе систему статусов и считают, что ученики должны самостоятельно решать конфликты. «Белыми воронами» обычно становятся без особых на то причин: достаточно отличаться от большинства национальностью, внешним видом, успеваемостью, материальным положением или здоровьем. Самыми незащищенными чаще всего оказываются девочки.

В подростковом возрасте в связи с гормональной перестройкой организма и стремительными личностными изменениями повышен уровень агрессии. Здесь не лишним будет вспомнить о колебаниях самочувствия, излишней чувствительности, ранимости, которая приходится на ПМС и менструальный цикл, что опять же приводит к обострению давних конфликтов. Очевидно, что в одиночку не всегда возможно справиться с давлением и оскорблениями со стороны одноклассников.

Явная помощь преподавателя (попытки защитить, сделать строгий выговор обидчикам) может нанести только вред. Обсуждения на родительских собраниях, увы, впоследствии тоже только обостряют ситуацию. Тогда что может сделать учитель?

Существует два способа. Первый - индивидуальное общение с девочкой-подростком, ставшей объектом насмешек, привлечение ее к внеклассной деятельности, наделение особыми обязанностями. Второй - воспитательная работа с коллективом. Чтобы занятие не выглядело как чтение нотаций, можно вспомнить фильмы, любимых киногероев, на которых девочки хотели бы быть похожими. Кроме того, в качестве наглядного пособия стоит использовать х/ф «Чучело». И уже на его основе говорить о том, что чувствует человек, оказавшийся на месте Лены Бессольцевой.

Очень важно поговорить о том, как самочувствие влияет на поведение. Не многие девочки замечают связь между менструальным циклом и перепадами своего настроения. Педагог может объяснить, что гормональные бури временны, а привычка обижаться по пустякам может закрепиться на всю жизнь. Чтобы не становиться жертвами излишней тревожности, девочкам лучше постоянно носить в сумке прокладки Always: цикл еще не установился, и его ожидание, боязнь выглядеть смешно в глазах сверстников приводит к ненужным негативным эмоциям.

В продолжение этого занятия можно предложить ученицам поделиться опытом реакции на грубость и унижения. Так у педагога появится возможность рассказать о неприемлемости «разборок», бойкотов, оскорблений.

Существует несколько цивилизованных способов, как легче переживать обиды:

1. Игнорировать любые высказывания в свой адрес. Весь спектакль разыгрывается ради того, чтобы увидеть гримасу обиды или даже слезы на лице жертвы.

2. Мысленно представлять своих мучителей в комичных ситуациях или видеть в них детей. Кто будет обижаться на капризного ребенка?

3. Четко сообщать о неприемлемости грубости в общении. Пусть это будет выглядеть странно, но можно спросить человека о причинах его оскорбительного поведения.

4. Парадоксально реагировать: задавать неожиданный вопрос, смеяться. Конечно, этот способ подходит смелым и находчивым людям.

Любая командная работа обязательно сплачивает учащихся, например, написание стенгазет, участие в праздниках. Правда, в этом случае надо следить, чтобы все обязанности не были переложены на плечи самой ответственной ученицы (стремясь добиться признания, девочка-подросток обычно больше других старается показать, какая она хорошая). Также можно предложить лидеру класса взять шефство над аутсайдером, защищать его и помогать.

«Академия Always» рекомендует проводить подобные занятия с целью психологической поддержки девочек-подростков.

Аксинья ДОРОНИНА, клинический психолог «Академии Always»