Директором я работаю пятнадцатый год. Лично мне непонятно, почему наши школы стали муниципальными? Я где-то читал в «УГ», что в большинстве развитых стран все они государственные. Только Англия и Россия имеют муниципальные школы. Про Англию судить не берусь. А вот что наши муниципальные власти просто-напросто не имеют средств на содержание школ, знаю не понаслышке. К нам, директорам, идут «долговые письма» из налоговых органов, арбитражных судов. Конечно, мы расплачиваемся, но с большим напряжением и немалым опозданием. И каково это, жить постоянно под дамокловым мечом. А где взять завтра деньги?

Приведу один показательный пример. Для подготовки нашей школы к новому учебному году администрация района выделила 9900 рублей. Их не хватило даже на покупку краски. Вот и пришлось по миру идти, то есть по местным предпринимателям и выпрашивать у них средства, убеждать, мотивировать... Каково это делать, меня поймут просящие.

Президент хорошо сказал: «У нас не должно быть ветхих школ - и физически, и по содержанию!» Замечательные слова. А если завтра где-то у кого-то потолок обвалится или стена рухнет? Крайним-то все равно будет директор.

Я обозначил только одну проблему. А их ведь гораздо больше. Это и пьянство подростков, и их нежелание учиться, и развал семей, и заболеваемость детей различными болезнями вплоть до венерических, и множество других. Что, во всем школа виновата, плохие учителя? Отток учителей из школ продолжается, даже в нашем небольшом городке. Сейчас школа держится на пенсионерах, а лет через пять-шесть что будет? Студенты педвузов понимают, что в школе им делать нечего, на эти крохи не проживешь.

Болит душа за все, что творится вокруг. Не понимаю, почему мы заимствуем все, причем не самое лучшее, в других странах? Почему рушим свою систему образования?

Александр КРУТИКОВ, директор школы №52, Шилка, Забайкальский край