Статфакт

Качество работы системы образования обеспечивается социальной направленностью бюджета муниципального района. В прошлом году решением Совета депутатов Всеволожского района приняты целевые программы:

«Переоснащение оборудования школьных столовых в 2008 - 2009 гг.».

«Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений на 2007-2010 гг.».

«Информатизация образования».

Программа оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков.

«Обеспечение обучающихся образовательных учреждений питанием в 2008-2009 гг.».

«Оснащение муниципальных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования приборами учета расхода холодной, горячей воды и тепловой энергии в 2008-2009 гг.».

На реализацию муниципальных программ в прошлом году затрачено 28,5 миллиона рублей, на капитальный ремонт образовательных учреждений - 130 миллионов. Всего финансирование системы образования Всеволожского района составило в 2008 году 1 миллиард 437 миллионов рублей.

За счет средств муниципального бюджета в 16 школах организован бесплатный проезд детей. Для этого выделено более 1 миллиона рублей.

Жить рядом с мегаполисом и легко, и трудно, - объясняет она. - Легко, так как можно пользоваться педагогическим опытом петербургских школ. Мы имеем возможность увидеть, потрогать, почувствовать. Но в близости к городу есть и свой минус. Это сложный выезжающий контингент, поток мигрантов, отток учителей, уезжающих работать в Петербург. Последнее обстоятельство создает большие сложности в работе управленца. Как таковую статистику оттока мы не вели, но при анализе ситуации поняли, что многие педагоги уходят работать в другую отрасль. К примеру, в сферу недвижимости. И не потому, что не хватает зарплаты, а потому, что педагогика - это большие нервные, психологические затраты, и не каждый человек может себя так тратить, как тратит каждый день учитель.

В то же время соседство с Петербургом позволяет нам контактировать с вузами. Хотя ЕГЭ сегодня задает совсем другую направленность работе с абитуриентами.

Наш район находится на Дороге жизни, и это дает нам поле для деятельности, почву для размышлений, позволяет поддерживать связи со многими городскими учреждениями, спортивными и ветеранскими организациями.

Вообще Всеволожский район экономически процветающий, поэтому у нас много людей с высшим образованием, почти нет безработицы. Достаточно средств тратится на развитие системы образования. Только в этом году выделено на сферу образования 1 миллиард 600 миллионов рублей. А это 46 процентов местного бюджета.

- Ольга Владимировна, что собой представляет система образования района?

- У нас 86 образовательных учреждений разного типа и вида. Примерно половина из них - сельские образовательные учреждения. Всеволожский район нельзя назвать компактным: он разделен на две части Ржевским полигоном. Северная часть - это Токсово, Кавголово, Сосново - мекка лыжного спорта, и южная часть, которая идет на Ладогу. Чтобы из нашей дальней школы в поселке Стеклянный добраться до Всеволожска, нужно проделать путь в 100 километров и проехать через Петербург. На Ржевском полигоне еще с царских времен испытывались артиллерийские орудия. Здесь работали пороховые заводы, склады. Всегда было много войсковых частей и военных городков. Но сейчас, когда произошли изменения в военной политике страны, сельские школы стали единственными системообразующими центрами, объединившими и клуб, и сельсовет. Все поселковые собрания, ветеранские сборы, концерты проходят здесь. В связи с этим перед нами стоит серьезная управленческая задача: сделать так, чтобы школа не закрывала двери, чтобы люди шли, чтобы верили ей.

- Как быть со школами в военных городках?

- Все зависит от политической воли руководства района. Нам в этом плане очень повезло. Глава района Игорь Самохин сказал: сегодня может случиться много разных изменений, но нужно сделать так, чтобы через несколько лет, когда увеличится число детей, им было где учиться. Наша задача - сохранить школьное имущество, чтобы потом его можно было использовать в нужных целях. Ведь в 1990-х годах много зданий ушло из системы образования. Поэтому сегодня, меняя статус школы, мы думаем, как ее сохранить, чтобы там были дети, учителя, чтобы не пустовали классные комнаты. Кроме того, мы еще и строимся. Например, в поселке Бугры предполагаем открыть вторую школу. Скоро начнется строительство школ в районе Южный города Всеволожска, в поселках Сертолово и Колтуши. Такая активность связана с тем, что в этих районах идет бурное строительство. Петербургу не хватает места для жилых кварталов, и мы становимся, в сущности, его «спальным» районом. Складывается сложная ситуация: когда люди приезжают только на одну ночь, с ними очень сложно строить любые взаимоотношения. Хотя это и определенный стимул для того, чтобы показать престижность своих образовательных учреждений.

- Я знаю, что ваш район участвует в двух системных экспериментах.

- Да, мы участвуем в экспериментах по общественно-государственному управлению и оптимизации сети. Организация общественного участия, общественной оценки в работе всех органов системы образования - это сегодня непростая задача. Руководители учреждений не всегда хотят делиться собственной властью, а родители и представители общественности очень робко входят в практику оценивания. Может, потому что не хотят рубить с плеча: этот хороший, этот плохой. Ведь мы должны прийти к тому, что в распределении надтарифного фонда будет участвовать общественность.

- На ваш взгляд, это участие целесообразно?

- Мы очень многое берем из западных образцов, и это не всегда плохо. Мы входим в мировое образовательное пространство, и нелепо не пользоваться тем, что уже есть. Я много общаюсь с западными коллегами. Видела, как работает управляющий совет школы в Финляндии. Председатель совета - руководитель дорожно-патрульной службы района, серьезный человек. Он принимает позицию директора школы, не противопоставляя ее позицию своей. Что там делает совет? Он берет на себя решение основных вопросов. К примеру, за время отпуска директора школа ремонтируется, и для этого не нужно ни роно, ни Комитета по образованию. Мы постепенно тоже приходим к этому. Одна из актуальных задач, которая стоит перед нами, - создать службу комплексного технического обслуживания здания в каждом районе. То есть у директора отбирается несвойственная ему функция руководства техническим персоналом. Техперсонал должен перейти в независимую организацию. Такая же ситуация со столовой. Она не принадлежит школе, но работает в тесном контакте с ее руководителем. В нашем районе создана служба, которая называется «Центр обеспечения функционирования муниципальных учреждений». Этот центр пока организовывает доставку продуктов в детские сады, но на его базе мы пытаемся организовать дополнительные отделы. Преимущество центра в том, что мы получаем продукты без наценки и высокого качества. Без него нам приходилось серьезно разговаривать с заведующими детсадами, чтобы в меню не было таких вариантов, как гречневая каша и в качестве гарнира к ней - кабачковая икра.

Собственно, пока идет эксперимент, все районы находятся в состоянии поиска. Я знаю, что, к примеру, Кингисеппский район предложил свою модель. Там создана так называемая аварийная бригада. Она обеспечивает ликвидацию любой аварийной ситуации на территории района.

- Есть ли сложности в процессе оптимизации образовательных учреждений?

- Основные сложности психологического характера. Например, кузьмоловская школа №2, где я работала директором, должна стать начальной и войти в комплекс со школой №1. А это два разных коллектива, две разные культуры. Здесь очень важна разъяснительная работа. И многое зависит от того, насколько лидер изменяющегося коллектива готов к изменениям.

Но это одна модель объединения. Есть и второй вариант, который мы предложили школе в поселке Вартемяги. Здесь осталось 100 детей. К нам просится школа Монтессори. Почему бы не объединить? Мы планируем, что это будет автономное учреждение, в котором муниципальный заказ на 100 наших детей получит школа Монтессори. Детей станет двести, но наши сто ребят будут учиться в счет муниципального заказа. Таким образом, школа получит новый импульс, и здание не уйдет из системы.

Третий вариант объединения - образовательный кластер. Когда объединяются детский сад, школа и учреждение дополнительного образования, как, например, в поселке Лесколово.

Пробуем такую модель. В устав общеобразовательной школы, в ее лицензию вписываем, что ей разрешается вести не только базовую программу, но и базовую программу по заочной и вечерней форме обучения. То есть к общеобразовательной школе присоединяем вечернюю. Что это дает? Скажем, сложились обстоятельства, когда ребенку нужно перейти в вечернюю школу. Чтобы это сделать, он пишет заявление. Заявление рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних, которая, как правило, говорит: нет, учись! Потому что его уход считается отсевом, а это минус при подведении итогов школы. Если же такая школа у нас появится, то для ребенка переход на вечернее обучение перестанет быть проблемой.

- Ольга Владимировна, каким основным принципом вы руководствуетесь в работе?

- У меня девиз: научить нельзя - можно научиться. Десять лет я отработала в должности директора школы. Это была сельская школа: мы и в поле работали, и пришкольный участок содержали. Вообще директорство - это такая закалка, которую не получишь нигде. Если человек был учителем, он может работать везде, а если директором, то это, по сути, готовый академик. В советской школе существовала установка на то, что директор - это учитель учителей, потом пришли к теории, что директор - это менеджер, а теперь снова возвращаемся к прежней его миссии. Почему? Потому что, если директор просто менеджер, школу ему не поднять. Школа - это особое производство. Если ты пришел, будучи менеджером, на урок к учителю и не можешь дать ему ни одного конкретного совета или разрешить обычные педагогические ситуации, ни один учитель тебя не воспримет. Школа, подчиняясь законам универсальным, имеет свои собственные законы существования. Возьмите любого менеджера и приведите в школу, через десять дней его оттуда вынесут. Хотим мы или не хотим, но одна из функций управления - контроль. Руководитель должен проконтролировать, насколько эффективно подается тот или иной материал для того, чтобы ребенок получил качественные знания. Чтобы оценить урок, нужно самому постоять у доски, повариться в этой каше, оценить и принять управленческое решение. Какое? Допустим, учитель математики не справляется с дисциплиной, дети на уроке разве только не ходят на голове. Давайте попробуем дать ему профильный класс! И действительно, как только он сосредоточился на старшем профильном классе, там теперь тишина и покой. А ведь и учитель хотел уволиться, и дети математику ненавидели. Но все изменилось, когда мы их развели в школьном пространстве и времени. Так что работать директором намного сложнее, чем начальником отдела образования, где сам статус дает определенный карт-бланш.

Директорская школа дает серьезную управленческую закалку. Мне, к примеру, импонирует принцип профессионального общения, когда передаются определенные педагогические приемы, наработки. Моя задача как управленца - мотивировать людей на подобное общение.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Всеволожск, Ленинградская область