Спрашиваю одного из лучших своих учеников, который по воле судьбы общается со «сливками» педагогики - участниками конкурса «Учитель года России», о его впечатлениях после открытого урока. Мой собеседник характеризует учителя: «Он добрый, а дети любят прикольных». Что это за качество такое - «прикольный»? И как классному руководителю сделать так, чтобы доброта тоже стала «прикольной», а сотрудничество и толерантность «модными»?

Попробовала так. Рассказала ребятам: «В 1974 году философ и психолог Анатолий Рапапорт из Торонтского университета высказал мысль о том, что самая эффективная манера общения людей заключается в: 1) сотрудничестве; 2) обмене; 3) прощении. Другими словами, если индивидуум, структура или группа сталкиваются с другими индивидуумами, структурами или группами, им выгоднее всего искать союза. Затем важно, по закону взаимного обмена, отплатить партнеру тем же, что получаешь от него. Если он вам помогает - помогите, если он нападает на вас - нападите в ответ, таким же образом и с той же интенсивностью. И наконец, надо простить и снова предложить сотрудничество.

В 1979 году математик Роберт Аксельрод организовал конкурс между автономными компьютерными программами. Условие - каждая программа должна быть обеспечена средством коммуникации и иметь возможность дискутировать с соседями. Математик получил четырнадцать дискет, каждая программа предлагала разные модели поведения (в самых простых - два варианта образа действий, в самых сложных - сотня). Победитель должен был набрать наибольшее количество баллов.

Каждая из программ двести раз вступала в борьбу с каждой из конкуренток. Победительницей вышла программа Анатолия Рапапорта, вооруженная моделью поведения СВОП (сотрудничество, взаимный обмен, прощение). Проверка временем доказала правильность метода. Дело тут не в доброте, а в вашей собственной выгоде, доказанной компьютерными программами».

После этого я попросила ребят высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

Диана Калинкина уверена: «На мой взгляд, эту компьютерную программу надо ввести в человеческие взаимоотношения, ведь прощение и возобновление сотрудничества, даже после нападения, выгодно всем». Ей возразил наш математический гений Лев Попов: «Идеальных программ не существует - у всех есть свои «дыры», главное, их найти. У людей все гораздо сложнее. Сравнивать людей с машинами опасно». Данил Ковальков подошел к обсуждению вопроса совсем с другой стороны (сразу чувствуется предпринимательская жилка): «Сотрудничество, конечно, хорошо. А если сотрудники подставят? Тогда прощу и снова предложу сотрудничать?» А у Валерии Иноземцевой получилось настоящее размышление: «Модель поведения СВОП действительно самая выгодная, и для прогресса, и для самосохранения, и для собственного комфортного существования. Простить не ради другого, не из великой доброты, а ради собственного спокойствия и внутренней гармонии! На мой взгляд, это гораздо честнее и по отношению к себе, и по отношению к другому, ведь тогда последний не будет чувствовать груз ответственности за ваше состояние и ваш выбор».

Галина КОВТУН, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе лицея №48, Краснодар