Любовь КЛУБНИКИНА, учитель биологии школы №3, Ноябрьск:

- На мой взгляд, подготовка к ЕГЭ необходима. Говоря словами Суворова, тяжело в ученье - легко в бою. На своих уроках я уделяю большое внимание повторению и систематизации знаний, провожу консультации и тренировочные тестирования. Общеизвестно, что нестандартная ситуация способна заставить волноваться любого человека, а многократная отработка алгоритма проведения ЕГЭ поможет ученикам избежать стресса. Психологический настрой очень важен: если выпускник будет спокоен, он успешнее сдаст экзамен.

Светлана КОВАЛЬ, учитель информатики школы №61, районный методист, Новосибирск:

- ЕГЭ имеет особый формат, ребята должны знать правила заполнения бланков и быть готовыми к формам вопросов. Так что две-три тренировки просто необходимы. Другой подготовки не требуется, если речь идет о русском языке и математике. Что касается остальных предметов, то даже в спецификациях к ЕГЭ прописано, что тест рассчитан на углубленный курс. И ученикам, которые в школе обучались по программам базового уровня, знаний будет недостаточно. Следовательно, проблема состоит в том, что ребенок еще перед десятым классом должен определиться, какие предметы ему нужно изучать на базовом уровне, а какие углубленно и какая школа может предоставить ему такую возможность.

Наталья КОНАШЕНКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №12, Пенза:

- Безусловно, всех школьников обязательно нужно готовить к ЕГЭ. В противном случае мало кто получит положительные оценки. Проблема не в уровне знаний учеников, а в том, как построены задания, которые не могут объективно выявить степень подготовки школьников. На мой взгляд, такая форма экзамена, как ЕГЭ, абсолютно не подходит для гуманитарных предметов.

Маргарита ЛИХАЧЕВА, преподаватель русского языка и литературы школы №14, Великий Новгород:

- Готовить ребят, конечно, надо. Во-первых, экзамен включает в себя вопросы по предметному материалу с 5-го по 11-й класс. Ученик должен приготовиться к ответу по любой теме, всё предусмотреть. Во-вторых, преподавателю нужно научить детей выбирать один ответ из нескольких вариантов, а это сложно. Ведь это «не наш метод», не русский, это американский метод. Я считаю, что русскому человеку свойственно рассуждать, доказывать свою точку зрения. И думаю, что школа как раз должна учить ребят рассуждать. На ЕГЭ можно случайно выбрать правильный ответ - разве это будет показателем знаний? Учитель должен предупреждать детей и о существующем несовершенстве вопросов ЕГЭ. Бывает, что на некоторые вопросы можно ответить двояко. Такой случай произошел с медалистом нашей школы, который на экзамене по биологии отвечал на «двоякий» вопрос и в результате вместо золотой медали получил серебряную.

Надежда ЗОЛОТАРЕВА, директор школы №5, Воронеж:

- Нужно. И, пожалуй, все школы уже готовят. Например, мы проводим подготовку к ЕГЭ за счет факультативов и профилизации, углубленного преподавания предметов. Также очень помогают элективы. В старших классах мы организуем «малые ЕГЭ» - даем детям дополнительную возможность проверить свои силы и лишний раз потренироваться на КИМах прошлых лет. А в средней школе начиная с пятого класса мы частично перешли на тесты, чтобы ребенок психологически был готов к предстоящим испытаниям.

Галина ЮДИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №587, Санкт-Петербург:

- Конечно, нужно. Потому что не все ребята рано осознают, какие предметы будут сдавать, и зачастую ленятся готовиться по ним. Что касается нашей школы, то специальная подготовка к ЕГЭ нам, наверное, не требуется, так как дети изначально хорошо готовятся. В старших классах у них два урока русского языка, урок стилистики и урок практики по русскому языку. И я, как учитель, имею возможность заниматься с каждым индивидуально. К сожалению, не все школы могут создать своим детям подобные условия.