Нередко сложный процесс изучения и применения компьютера родители целиком возлагают на плечи ребенка, оставляя себе лишь функцию «спонсора». Дети, по примеру своих сверстников, активно обмениваются игровыми дисками, в лучшем случае слушают музыку или путешествуют по детским сайтам, в худшем - забредают туда, куда не нужно, и общаются в Сети с теми, с кем не следовало бы. В результате, с одной стороны, получается, что ребенок знаком с компьютером несколько лет, но с другой - у него нет самых элементарных навыков его использования. И когда в школе начинается изучение основ компьютерной грамотности, он, до этого момента чувствуя свое превосходство над одноклассниками, вдруг видит, что очень многого не знает. Оценки начинают снижаться, родители бьют тревогу, забывая, что в свое время не сумели помочь своему отпрыску, а значит, тоже виноваты.

Таким образом, пуская дело на самотек, взрослые рискуют обнаружить, что спустя несколько лет ребенок так и не научился ничему новому - он просто продолжает играть и кликать по одним и тем же ссылкам.

Положительные моменты

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. При этом на компьютере он занимается с огромным удовольствием. Кроме этого, умная машина сама по себе привлекательна для детей, как любая новая игрушка. А какой же ребенок не любит играть?

Несомненное преимущество ПК и в том, что он помогает формированию целого ряда полезных навыков у ребенка. Программы для детей, созданные в игровой форме, позволяют гораздо быстрее выучить то, на что в обычных условиях тратится больше времени. Кроме того, работа с ними способствует развитию мелкой моторики, улучшает быстроту реакции, усиливает визуальное восприятие объектов, развивает логическое мышление, зрительно-моторную координацию, память и внимание. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей.

Психологи подчеркивают, что у маленьких детей еще нет осознанного (произвольного) желания запоминать информацию, они помнят только яркие, эмоциональные фрагменты или детали. В этом случае незаменимым помощником также становится компьютер, представляя материал в той форме, которая способствует его осмысленному и долговременному запоминанию.

Если вы планируете приобщить своего ребенка к ИКТ, побеспокойтесь, чтобы у вас были установлены специальные обучающие программы - таким образом вы сможете сразу убить двух зайцев: научить его компьютерной грамотности и помочь выучить что-то полезное.

Возможные проблемы

Чаще всего при работе с компьютером страдает зрение ребенка. Резкое увеличение нагрузки на глаза вследствие длительного сидения за монитором довольно опасно. Об этом часто предупреждают нас врачи-офтальмологи, которые при малейших подозрениях на проблемы со зрением рекомендуют ограничивать время работы с компьютером. Для детей же подобная проблема усугубляется тем, что организм дошкольника и младшего школьника активно развивается. Именно в это время происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную. А если есть определенные генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям, может развиться близорукость. Причем возникнуть это может как при «бумажном» чтении и письме, так и «электронном». Если же добавить низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа без отдыха на близком расстоянии чревата серьезными последствиями.

Согласно исследованиям гигиенистов даже не очень продолжительная работа за компьютером (не более 1-2 часов) вызывает общее и зрительное утомление у 73 процентов подростков. А непрерывное сидение за компьютером ежедневно более двух часов в день ребенка в возрасте до 14-15 лет приводит к развитию близорукости до одной диоптрии в год.

Утомление глаз вызывают прежде всего недостаточная резкость изображения на экране и мерцание изображения. Эту проблему частично можно решить, купив ЖК-монитор.

Психологические аспекты

Общение с компьютером посредством игровых программ сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.

Можно выделить 4 основных типа проявления «компьютерной» усталости:

1) потеря контроля над собой (ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит);

2) потеря интереса к компьютеру (ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу);

3) «утомленная» поза (ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола);

4) эмоционально-невротическая реакция (крик, подпрыгивания, пританцовывания, истерический смех).

Если вы стали замечать у вашего ребенка подобное поведение, то обязательно сократите время работы с компьютером, а также приучите его делать паузы и проводить гимнастику для глаз.

Правильный подход

Таким образом, базируясь на всех приведенных ограничениях, сформулируем правила общения ребенка с компьютером:

правильно организуйте рабочее место - ребенок должен сидеть на расстоянии 50-60 см от монитора, источник света должен располагаться слева от экрана;

следите за тем, чтобы спина и ноги ребенка имели опору - так вы предотвратите ухудшение осанки;

поскольку самая большая нагрузка при работе с компьютером приходится на органы зрения, обратите внимание на параметры монитора: минимальная частота обновления экрана в рабочем режиме должна быть не ниже 85 Гц. Чтобы глаза отдыхали, делайте с ребенком специальные упражнения;

подчеркивайте словом и действием, что эта «умная машина» - рабочий инструмент, а не дорогая игрушка;

покажите, что вы сами используете компьютер только для дела - например, строите с его помощью графики, пишете статьи или общаетесь с родственниками;

не используйте агрессивные игры, чтобы расслабиться после работы, или хотя бы не играйте в них при ребенке;

не делайте из компьютера тайны за семью печатями, а, наоборот, обеспечьте свободный доступ к обучающим и развивающим программам.

Интернет для детей

Глобальная сеть - такой же неотъемлемый спутник современной жизни, как компьютер или телевизор. Новое поколение, которое выросло в эпоху Интернета, очень рано пытается пробовать выходить на виртуальные просторы самостоятельно. Это и естественно - в юном возрасте детям свойственно подражать, а если родители проводят в Сети много времени, то «почему им можно, а нам нельзя»?

Нет ничего страшного в том, чтобы начать приобщать к Всемирной паутине детей с самого раннего возраста. Однако в этом процессе также должны присутствовать постепенность и разумный, сдерживающий подход.

По большому счету опасности Интернета аналогичны тем, которые возникают при работе с компьютером. Однако Глобальная сеть как окно в мир и инструмент доступа практически к любой информации способна влиять на здоровье ребенка не только и не столько прямым, сколько косвенным образом. Например, свободный доступ к информации о наркотических средствах для одного ребенка только укрепит его знания о их негативном влиянии на организм человека, а для другого может вызвать желание их попробовать. Также вряд ли положительно скажется на здоровье просмотр сайтов для взрослых, сцен насилия и так далее.

Так же, как родители не разрешают детям гулять одним в незнакомых местах, они не должны позволять им работать в Интернете без присмотра и руководства. Ведь на онлайновых просторах риск встретить неприятную личность не меньший: чаты и форумы, в которых «пасутся» педофилы, радикальные политические группы, сатанинские культы, сетевые «оргии» - все это очень опасно для психики ребенка. А ведь есть еще оскорбляющий, аморальный контент, к тому же существует множество сайтов, посвященных пиротехнике, суициду, наркотикам.

Не менее опасно и вовлечение в азартные игры. Даже простые онлайновые игрушки в неконтролируемом количестве могут нанести ребенку вред, как минимум, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.

Сети все возрасты покорны

Заметим, что некоторые дети довольно спокойно относятся к Глобальной паутине и не проявляют особенной заинтересованности в ней даже в средней школе. В этом случае не стоит форсировать события, усаживать их за компьютер и «насильно» показывать все прелести Интернета. Рано или поздно такая необходимость у них возникнет у самих. Другие же буквально в возрасте 3-4 лет хотят узнать, что же творится там, в таинственном виртуальном мире, куда время от времени заглядывают мама и папа. В этом возрасте уже можно постепенно показывать ребенку, что такое Сеть, однако делать это нужно только под контролем взрослых пользователей.

Достигнув пятилетнего возраста, дети, возможно, захотят самостоятельно исследовать Интернет - им уже можно предоставить возможность самим погулять по Сети, но только «на специально отведенной территории». Для этого можно добавить предварительно проверенные сайты в специальную папку в Избранном и научить ребят открывать их. Однако в таком возрасте еще недопустимо использование детьми различных коммуникационных возможностей Интернета - чатов, форумов, электронной почты.

В 7-8 лет дети обычно умеют свободно читать и писать. Поэтому, естественно, у них может возникнуть желание общаться в Сети посредством e-mail. И вот тут очень важно обучить их правилам безопасного серфинга, а также ненавязчиво контролировать поведение ребят в Интернете. Оптимально, если компьютер при этом будет стоять в общей комнате, где присутствуют взрослые. Также имеет смысл установить специальные фильтры, которые позволят заблокировать доступ ребенка к сайтам с нежелательным контентом.

Возраст 9-12 лет - время быстрых изменений в жизни ребенка. Хотя дети все еще сильно зависят от своих родителей, они уже хотят некоторой свободы. Ребята начинают интересоваться окружающим миром, и отношения с друзьями становятся для них по-настоящему важными.

Дети этого возраста все активнее используют Интернет для учебы. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры, порой заглядывают на сайты, посвященные своим любимым исполнителям, актерам или героям книг, начинают пользоваться системами мгновенного обмена сообщениями. У детей могут появиться онлайновые знакомые и может возникнуть желание встретиться с ними. Категорические запреты проблемы не решат - в этой ситуации важен разумный контроль. Вы должны знать, с кем ребенок общается в онлайне и с кем он собирается встречаться. Возможно, стоит пригласить онлайнового друга к вам домой.

В этом возрасте можно не только установить интернет-фильтр, а даже создать для ребенка собственную учетную запись на компьютере с ограниченными правами. Также он должен четко знать, что обо всех странных и подозрительных случаях во время интернет-серфинга он должен в первую очередь рассказывать родителям.

Особенно сложный период - с 13 до 17 лет. Технически подкованные подростки порой разбираются в компьютере лучше своих родителей. Однако это не освобождает последних от необходимости контроля, поэтому отменять интернет-фильтры еще рановато. В этом возрасте подростки уже полноценно общаются с окружающим миром. Они бурлят новыми мыслями и идеями, но испытывают недостаток жизненного опыта. Родителям важно сделать все, чтобы дети обращались к ним за советами и знали, что они всегда помогут, поддержат в трудную минуту.

Надежда БАЛОВСЯК, доцент кафедры информационных систем и сетей Черновицкого торгово-экономического института Киевского национального торгово-экономического университета