Безопасность детей в Интернете

Об этой проблеме педагоги и родители заговорили сразу, как только возникла Всемирная сеть. Помню, какую радость испытали мы с детьми, выполнив первый интернет-проект совместно с австралийской школой. Обмен электронными посланиями шел исключительно через нас, учителей. Вызвано это было поначалу не столько соображениями безопасности, сколько отсутствием в те времена (1997 г.) доступа в Глобальную паутину из дома. Далеко не во всех семьях имелись компьютеры, слово «провайдер» звучало для многих непонятно, подключение целых жилых домов к Сети было практически неизвестно. На переменах ученики скапливались у дверей кабинета информатики, с нетерпением ожидая возможности проверить электронную почту, зайти на форум и почитать новые сообщения по проекту.

Первые правила сетевой безопасности детей я узнала от Джуди Барр, учительницы из австралийского города Варрагул. Мы обсудили их с учениками и родителями. В открытом доступе были помещены только рабочие электронные адреса учителей - руководителей проекта. В течение года мне неоднократно приходили послания от людей, не имеющих отношения к школе; некий «Лев» из Техаса после настойчивых попыток выяснить мой реальный адрес даже прислал предложение выйти за него замуж. Подобные ситуации повторялись много раз. Я всегда относилась к ним по-простому: если не совсем приличное или даже совсем неприличное послание пришло на мой рабочий электронный адрес, я его просто уничтожала.

Дети, как известно, не взрослые. Их мировосприятие, их реакции полностью отличаются от наших. За десяток лет работы по проектам мне неоднократно приходилось сталкиваться с одной и той же ситуацией. Девушка-подросток, участвовавшая в проекте, нарушила основное правило безопасности, которое я пунктуально повторяла практически на каждом уроке: послала юноше-американцу свои личные данные. Он прислал ей письмо с графическим описанием того, чем и как он хотел бы с ней заняться. К счастью, большинство слов ей было незнакомо, и она принесла письмо мне. Я написала электронное письмо своему американскому коллеге. Проблему ликвидировали в зародыше.

Сегодня, когда у детей есть возможность самостоятельно выходить в бесчисленные чаты, форумы, блоги и так далее, особенно важно постоянно учить их правилам сетевой безопасности. Принцип «держать и не пущать» не поможет. Гораздо полезнее провести, например, урок на эту тему с использованием ИКТ. Специфика детского мышления включает в себя и такое понятие, хорошо знакомое психологам, как сознание собственной неуязвимости. Дети, особенно подростки, зачастую априори считают, что плохое происходит с кем-то другим, а им ничего не грозит. Читая материалы о многочисленных хищниках, населяющих сегодня виртуальную среду, интервью с сотрудниками служб безопасности разных стран, которые отыскивают и вылавливают таких охотников за детьми, я думаю: с такими сюжетами из реальной жизни не сравнится ни один фильм ужасов.

Где взять материалы к уроку?

На русском языке есть отличные сетевые источники, достаточно зайти на любой поисковый сайт и набрать слова «Сетевая безопасность» или «Безопасность детей в Интернете». Например, масса полезных сведений на русском языке содержится на страницах www.microsoft.com/rus/athome/security/children/default.mspx.

Полезно также регулярно проверять новости, делать небольшие сообщения. Вот пример пресс-релиза, появившегося недавно на ленте новостей:

«Американская компания Internet Safety, специализирующаяся на разработке программного обеспечения, официально анонсировала браузер Safe Eyes Mobile для iPhone и iPod touch, предназначенный прежде всего для детей.

Safe Eyes Mobile станет хорошим подспорьем для тех взрослых, кто пристально следит за ресурсами, которые посещают их дети. Родительский контроль здесь реализован превосходно: после первого запуска браузер сверяет адреса запрашиваемых сайтов с собственной ежедневно обновляемой базой данных, в которую заносятся эротические и порносайты, а также web-страницы, нередко подвергающиеся атакам вирусов.

Во избежание разблокировки детьми запрещенных ресурсов разработчики используют мощную систему защиты: программу невозможно удалить или отключить без ввода пароля, пакеты фильтров хранятся в удаленной базе, и лишь разработчики имеют к ней доступ.

Стоит отметить, что журнал Laptop Magazine назвал Safe Eyes одним из лучших браузеров на PC и Mac с функцией родительского контроля».

Лучше перестраховаться

На сайте организации NetSmartz (www.netsmartz.org/index.aspx) бесплатно предлагаются многочисленные материалы, тексты, презентации, статистика, онлайн-ресурсы. Даны советы по различным ситуациям, например, что делать, если ребенок сообщил вам:

кто-то желает «встретиться» с ним или с ней в Сети;

кто-то желает получить информацию о вашем ребенке;

ему или ей что-то не понравилось в привычном чате;

кто-то прислал (анонимное) письмо с угрозами или насмешками;

он или она случайно сообщили кому-то свой телефон, адрес и так далее;

в Сети появились личные фотографии или видео;

он или она не знает, что делать.

Тут приводится вполне разумное объяснение многих возникающих сегодня ситуаций. Не все предложения о реальной встрече могут оказаться угрожающими. Если ваш ребенок получил приглашение о встрече со сверстником, осторожно проверьте, существует ли реально такой человек, выясните все, что сможете, о семье. Предложите своему ребенку провести первую встречу в общественном месте, убедите, что будет лучше пойти на нее вместе с вами. Пообещайте, что сразу уйдете, если все будет в порядке.

Спокойствие и хладнокровие!

Этот совет Карлсона вполне пригодится как педагогам, так и родителям. Если вы увидели, что школьник изучает «неприличный» сайт, не кричите, не читайте нотаций. Дети либо боятся наказания, либо привыкают к «занудным» увещеваниям, упрекам и перестают их слышать. Если вы уверены в том, что в семье школьника поймут ваше беспокойство и помогут решить проблему, обратитесь к родителям. Если у вас есть основания полагать, что в семье вас не поймут, а школьника только отругают, попробуйте решить проблему сами. Поговорите с ним, ведь часто бывает так, что детям просто не с кем поделиться. Привлеките к делу школьного психолога, завуча, директора школы. Если же вы считаете, что ситуация угрожающая, обратитесь в органы охраны общественного порядка.

В последнее время в СМИ стали появляться сообщения о том, что детей - пользователей Всемирной сети волнуют привычки их родителей. Например, в Швеции существует специальная служба помощи детям, которые не знают, как быть, когда их родители нарушают правила сетевой безопасности, пользуясь домашними компьютерами. Дети обращаются с вопросами о том, что делать, если отец проводит все вечера, рассматривая порнографические сайты, или мать проводит все выходные у компьютера, выкладывая в Сеть не только свои собственные полуприличные фотографии, но и такие личные данные, как адрес, телефон, состав семьи (www.thelocal.se/12640/20080625/).

Конечно, детям нельзя просто сказать: «Не волнуйся, все будет хорошо». Им нужна реальная помощь, особенно в тех случаях, когда опасность подстерегает дома.

Где найти квалифицированную помощь

Интернет существует сравнительно недавно. Как ни парадоксально это звучит, развитие Всемирной сети сейчас уже можно сравнивать с развитием любой другой сферы человеческой деятельности. Появились компьютерные вирусы - появилось и множество антивирусных программ. Пошел поток спама - появились различные способы защиты от него. Для того чтобы обеспечить безопасность детей в Интернете, сегодня уже не нужно изобретать колесо. Достаточно зайти в Сеть и кликнуть мышкой.

Луис Дж. Фри, работавший директором ФБР в 1993-2001 годах, написал обращение к родителям, которых волнуют проблемы сетевой безопасности детей. В частности, мистер Фри пишет:

«Дорогой родитель! Наши дети - самая большая ценность нашей нации. Они представляют собой яркое будущее нашей страны и несут в себе надежды на лучшее. Наши дети также являются наиболее уязвимыми членами общества. Защита наших детей от страха перед преступлением, от того, чтобы они не стали жертвами преступников, должна быть приоритетом нации».

Мистер Фри предложил вниманию родителей брошюру, которую можно скачать на сайте www.fbi.gov/publications/pguide/pguidee.htm.

Как видим, необходимость в защите детей, в разработке правил сетевой безопасности сознают сегодня и взрослые, и дети. Интернет не знает границ. То, что помещено в Сети в одной точке земного шара, может быть прочитано и увидено в любой другой. Задачи у работников образования всего мира общие.

В сетевой энциклопедии Википедия (http://wikipedia.org) я с интересом прочитала следующее сообщение: «Данная статья - сирота, то есть к ней пока не приложены гиперссылки. Если вы знаете, где находятся другие публикации о сетевой безопасности детей, кликните здесь и оставьте сообщение». Получается, все в наших руках.

Где взять адреса детей?

Самый простой ответ - нигде. Ни один ответственный взрослый, будь то учитель или родитель, не станет помещать сведения личного порядка о детях в Интернете в открытом доступе. Конечно, есть и другие причины, по которым сегодня российским учителям вряд ли удастся организовать традиционную переписку «по парам». Прежде всего «поколение.ру», как и в целом «поколение.ком», попросту не пишет обычных писем. Зачем марать бумагу, тратить деньги и время, отправляя его «с черепашьей скоростью», когда есть Интернет? Например, с помощью программы Skype вы можете видеть и слышать собеседника независимо от того, где находитесь, был бы доступ к Сети. Электронное общение удобно тем, что обмен происходит мгновенно, к тому же оно зачастую не требует никаких затрат. Ни в школе, ни дома ребенок сам не платит за пользование Сетью.

Электронную переписку, будь то «по парам» или классами, достаточно легко организовать на школьном уровне, после того как учитель проделал всю подготовительную работу. То есть, зайдя на сайт любой учительской организации, самостоятельно разобрался в проектах, новостях, сообщениях, написал коллеге из другой страны (для чего требуется не только владение ИКТ, но и приличное знание иностранного языка), начал обмен сведениями, убедился в надежности партнера, в безопасности общения.

Есть много примеров того, как электронное общение постепенно переросло в реальное, учителя и ученики начали обмениваться письмами и визитами. Получая очередное письмо от коллеги или просьбу зарегистрировать педагога на сайте международной организации, я проверяю достоверность указанных сведений. Большинство российских школ имеют свои сетевые представительства. Хотя далеко не все страницы заполнены, все-таки можно хотя бы установить наличие данной школы, соответствие приведенного в анкете адреса реальному. Можно написать учителю электронное письмо и проверить, имею ли я дело с педагогом. И только потом начинать работу над проектом, вести переписку, строить планы на будущее.

Нина КОПТЮГ, Новосибирск