Поистине Россия богата регионами, именно региональные учителя проявили наибольший энтузиазм в этом непростом деле, показали высокий профессионализм и владение новейшими педагогическими технологиями. Издательство признательно всем учителям, принимавшим участие в апробации учебника-навигатора. Мы получили очень ценные для нас критические замечания, благодаря которым выявлены ошибки и недочеты, и сейчас ведется дальнейшая работа по совершенствованию методического аппарата как полиграфических, так и электронных составляющих комплекта.

В то же время стала еще более очевидна одна из важных проблем российского образования - незнание, неумение встраивания дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в учебную деятельность. Школы в своем большинстве получили немалое количество компьютерной техники, проекционного оборудования и даже цифровых ресурсов для сопровождения учебной деятельности, а вот педагогические методики использования всего этого великолепия по-прежнему остаются неразработанными, даже современные выпускники педагогических вузов, к сожалению, не владеют такими компетенциями. Разработчики мультимедийной обучающей продукции накопили богатый опыт не только технической реализации, но и методической работы, ведь в нашем коллективе основными идеологами являются педагоги-практики, ученые с опытом преподавания биологии в средней школе. Основываясь на накопленном опыте, мы хотим дать некоторые общие рекомендации по работе с инновационным учебно-методическим комплектом и по-прежнему будем рады плодотворному сотрудничеству с представителями педагогического сообщества.

Новый учебно-методический комплект имеет разнообразные методические компоненты: рабочие тетради, тестовые задания и проч. Для каждого учащегося необходимо наличие учебника, а варианты использования остальных компонентов учебно-методического комплекта определяет учитель, руководствуясь особенностями учебных групп или отдельных учащихся. Таким образом, помимо методического аппарата учебника и мультимедийного ресурса созданы дополнительные возможности построения индивидуальных маршрутов и образовательных траекторий. При работе с комплектом следует обратить внимание на специальные обозначения, присутствующие в тексте учебника: все обязательные для изучения термины и задания отмечены синим цветом, зеленый цвет указывает на вариативные маршруты. Задания, рекомендованные для выполнения, представлены в табличной форме с указанием на ресурсы комплекта, их целесообразно использовать в качестве домашних заданий. Таким образом, нет необходимости носить на каждый урок все книги. При работе в классе лучше пользоваться библиотекой кабинета, конечно, дополнительных материалов может не хватать на каждого учащегося. На наш взгляд, оптимальные формы работы - индивидуальные задания, работа в группах, всевозможные творческие уроки, когда знания учащиеся получают в результате совместной работы над источниками информации. Нередко при проведении уроков, особенно для мотивированных учащихся, учителя предлагают подготовить мини-сообщения, найти решения интересных вопросов, задания раздаются индивидуально, а на уроке могут использоваться, например, для актуализации знаний, создания, мотивации или, наоборот, для подведения итогов, на этапе рефлексии. Что касается использования компьютера, то процесс очень гибкий, можно при работе в классе использовать один компьютер для демонстрации, проведения фронтального опроса, если есть возможность проводить занятия в компьютерном классе - отлично, для соблюдения санитарных норм по работе за компьютером виртуальный муравей сообщит о том, что режим времени исчерпан. Произойдет это через 15 минут после начала работы. Траекторию обучения каждого ученика можно узнать, просмотрев журнал, в котором отображаются объекты, просмотренные пользователем, и время работы с каждым из них.

В настоящее время в продаже имеется учебник для 6 класса, и в апреле - мае должен появиться учебник для 10 класса. Выбор последовательности разработки учебников-навигаторов не случаен: 6 класс - начало изучения предмета, каждый учитель мечтает о благодарных, заинтересованных учениках, да и преподавание предмета пойдет по-новому, поэтому и строить обучение лучше в новой технологии, начиная с азов. В 10 классе осуществляется переход на профильное обучение, в это время учителя нередко меняют учебно-методические комплекты, так как предъявляются новые требования к уже имеющимся компетенциям учащихся и формированию совокупности знаний, умений, навыков, необходимых выпускникам.

За последние годы в нашей стране четко проявилась очень опасная тенденция - снижение общего интеллектуального потенциала, связанное во многом с утратой каких бы то ни было истинных ориентиров и, как следствие, невозможностью сделать правильный выбор (лат. intellectus - выбранный между, то есть понятый). И это становится очевидным не только для педагогов, но и для всех грамотных людей. Вместе с тем общеизвестно, что основной вклад в интеллектуальный багаж личности вносит система образования. Прекрасная иллюстрация этого тезиса - успехи советской образовательной системы, особенно в области естественно-научного образования, которые, к сожалению, безвозвратно утеряны. И дело здесь не только в современном состоянии образования в нашей стране, вызванном не всегда продуманными нововведениями, - изменились и сами ученики, которым с каждым годом становится все труднее перейти от усвоенных знаний к новым. Погружаясь с самого раннего детства в информационно насыщенную среду, они не в состоянии ориентироваться в ней (не обладают такими навыками) и, как следствие, не могут отбирать нужную и полезную для них информацию. С этой дезориентацией они оканчивают школу. В этой связи возникает острая проблема поиска новых педагогических технологий, направленных на формирование навыков творческого мышления в условиях информационного общества и развитие интеллектуальных способностей (не только памяти, хотя она и является основным, но не единственным компонентом интеллекта). Учебник-навигатор «Общая биология. 10 класс» рассчитан и на учащихся средних специальных учебных заведений, которые должны получить полное среднее образование. В новом комплекте сохранена основная идея, реализованная ранее, - взаимосвязь всех компонентов (печатных и мультимедийных) посредством единой системы навигации, при которой учитель выступает как советчик, основная задача которого - помочь получить новые знания и научить их использовать для получения дальнейших знаний. При этом обучение становится исследовательским процессом, во время которого суммируются полученные ранее сведения и применяются возможности компьютера и сетевые ресурсы, создающие необходимую обстановку для эффективного мышления и развития интеллекта. Вместе с тем необходимо помнить, что само по себе наличие компьютера и ссылок на интернет-ресурсы выполняет лишь вспомогательную функцию, поскольку для приобретения навыка думать, умения мыслить и делать выбор необходимо подключить свой «компьютер» - мозг. Эта необходимость как раз и реализуется с помощью системы навигации, которая заставляет учащихся выработать свою образовательную траекторию, то есть тот путь, который необходимо пройти, чтобы материал в нужном именно этому ученику объеме выучить и запомнить. Иными словами, навигация - это путь, следуя которому, каждый ученик сможет быстро дойти до поставленной им же самим цели - перейти от относительного незнания учебного материала к овладению им в нужном объеме, да еще и проверить себя по дороге с помощью набора тестов, проверочных и контрольных заданий. Учитель в этом случае помогает ученику (ученикам) определиться с минимальным объемом знаний, который нужно приобрести тому или иному учащемуся, выбор же максимального объема все равно остается за самим учащимся.

Подобный методический подход коренным образом отличается от имеющихся, но тем не менее ничему не противоречит и ничего не отвергает. Так, авторы совершенно не предлагают отказаться от печатных носителей (традиционного учебника в первую очередь) и полностью перейти на компьютерное обучение, как может показаться при невнимательном анализе предложенного методического подхода. Напротив, комплект предполагает комплексный подход к обучению с привлечением всего имеющегося арсенала средств. Это позволяет легко интегрировать его на любом этапе обучения и использовать и как монотехнологию, и как составляющую любого другого подхода, то есть свидетельствует об универсальности, а не об отходе от традиций. По-прежнему значимой остается и роль учителя в образовательном процессе, который в данном случае выполняет функцию наставника. Поэтому любой педагог - опытный и начинающий, исповедующий традиционные или новаторские подходы - сможет найти для себя ту форму использования комплекта, которая в наибольшей степени отвечает его личным представлениям об эффективности процесса обучения.

Навигация комплекта отличается простотой и однозначностью и включает в себя подразделение всего массива информации на основной и дополнительный материал, определяемые цветовой индикацией в печатном носителе. Термины и понятия, выделенные в учебнике-навигаторе, определяют структуру и содержание мультимедийного модуля. Разделение всей информации не только на основной и дополнительный материал, но и ее распределение по двум носителям - печатному и мультимедийному - позволяет значительно сократить объем печатного учебника и повысить лаконичность изложения материала, а стало быть, облегчить процесс его усвоения и запоминания. Методический аппарат включает различные средства проверки и самопроверки, в том числе обучающие интерактивы, контрольные и лабораторные работы, решение генетических задач. Кроме того, в мультимедийной составляющей комплекта помещены словарь биологических терминов, существенно расширяющий понятийный материал учебника, и биографические справки по ученым, внесшим существенный вклад в развитие биологической науки.

Важно подчеркнуть, что при консервации основной идеи навигатора и преемственности комплектов, входящих в одну серию, УМК для 10 класса все же имеет некоторые отличия, связанные с возрастными особенностями потенциальных пользователей. Ни для кого не секрет, что в разных возрастных группах учащихся доминируют различные методы анализа и восприятия информации. Поэтому комплект для 10 класса направлен в основном на выработку навыка поиска нужной информации, необходимого будущему абитуриенту. Комплект в целом рассчитан на базовый уровень овладения информацией, что отражено и в названии учебника-навигатора, но это нисколько не ограничивает возможности его использования интересующимися биологией учащимися, которые, возможно, и выбрали другой профиль обучения (или еще не определились с выбором), но не перестали интересоваться предметом. Комплект может также использоваться и в системе дополнительного образования.

Кроме того, информационные объекты, а точнее способ представления информации в мультимедийном компоненте, также отличаются от комплекта для 6 класса. Многие информационно насыщенные темы представлены в виде схем, являющихся, по сути, опорными конспектами, используя которые, можно самостоятельно строить рассказ об изучаемом процессе как самим учащимся, так и учителям при объяснении нового материала. Учитель при этом учит школьников работе с опорными конспектами. Сложные же для умозрительного восприятия процессы по-прежнему представлены в форме анимационных объектов.

Возможно, что предложенная модель современных педагогических технологий и несовершенна, но она позволяет превратить образовательный процесс в сотворчество учителя и ученика, учит учиться и добывать информацию из различных источников, самостоятельно прокладывать свой путь в образовательном и информационном пространстве, что в конечном итоге способствует развитию творческого мышления и, хочется надеяться, будет способствовать возрождению естественно-научного образования в нашей стране и поддержанию ее интеллектуального потенциала, или, по крайней мере, поможет сделать шаг в этом направлении.

Ольга МАСЛЕНИКОВА, кандидат педнаук, Николай БАБИЧЕВ, кандидат биологических наук