- Прежде всего, позвольте вас поздравить с награждением...

- Спасибо.

- Не часто, наверное, в России вручается столь высокая награда за создание новой образовательной системы?

- Да, мы гордимся: в России это первый случай, когда группа ученых получает высшую награду государства за создание целостной образовательной системы от дошкольного образования до 11-го класса. Самое главное, мы были награждены не только за создание теоретических основ, но и за практическую реализацию этой системы в учебниках.

- В чем новаторство вашей системы?

- Давайте сразу уточним. «Школа 2100» - не новаторская система. Первоначально мы называли ее «Педагогика здравого смысла». Мы собрали все лучшее, что было в советской образовательной системе, обогатили ее лучшими учительскими находками, опираясь на российскую психологическую школу и традиции российского образования ХIХ и ХХ веков. В начале ХХ века было написано немало интересных книг по педагогике и психологии, но изданы они были лишь в 90-х годах. В Советском Союзе тогда были другие задачи: в то время строю не требовалось личностное развитие школьника. Тогда был нужен хомос хебес - человек исполнительный.

- Тем не менее советскую систему образования всегда хвалили...

- Я сам работал учителем в советской школе и знаю, о чем говорю. Та образовательная система учитывала реалии существующего общественного строя. В чем были преимущества советской системы образования? В фундаментальности и системности. Надо еще отметить непрерывность и преемственность между ступенями образования. Эти четыре составляющие мы использовали в разработке «Школы 2100».

Советская система осталось хорошей, но для своего времени. Просто изменилась социокультурная среда, с ней - социальный заказ на человека, а следовательно, и требования к системе образования.

- А что, мы так сильно отстаем?

- Я приведу вам один пример. Регулярно проходят мировые тестирования детей из разных стран. Все страны хотят знать, насколько конкурентоспособной является их система образования. В 2006 году проходило мировое тестирование учащихся 4-х и 11-х классов.

Наши четвероклассники заняли первое место, а 11-й класс оказался на одном из последних мест. Эта разница объясняется тем, что начальная школа бурно развивалась и в последние годы, тогда как среднее звено... Выражусь мягко: в российской школе еще немало остаточных явлений той образовательной системы, которая обслуживала совсем другой социальный строй. И это сильно тормозит развитие образования наших школьников.

- Но вы один из создателей новой образовательной системы. Расскажите, с чего все началось.

- В конце 80-х годов был создан «Временный научно-исследовательский коллектив «Школа», в него собрали лучших педагогов СССР, поставили задачу - создать систему образования, соответствующую запросам времени, которая могла бы эволюционировать с меняющейся обстановкой в стране. ВНИИК создал много перспективных материалов. Часть материалов мы с академиком Алексеем Алексеевичем Леонтьевым, который активно работал во ВНИИКе, взяли за основу нашей образовательной системы. Вторым источником для нас стали исследования нашей российской психологической школы, в частности культурно-исторический подход Л.С.Выготского, теория деятельности А.Н.Леонтьева. Также мы активно использовали теоретические работы наших российских педагогов.

А вообще мы поставили перед собой задачу создать целостную систему, которая соответствовала бы требованиям изменившегося мира и могла бы постоянно изменяться и модифицироваться вместе с социокультурной средой.

- А сколько всего образовательных систем имеет хождение на школьных просторах России?

- В стране действуют четыре образовательные системы, которые очень неравномерно представлены в школе. Первая - обновленная традиционная система, вторая - система Эльконина и Давыдова, третья - Занкова, и наша «Школа 2100».

- Рустэм Николаевич, вы можете кратко рассказать, как работает «Школа 2100» и в чем ее отличие от других образовательных систем?

- Наша образовательная система нацелена на максимальное личностное развитие учащегося и раскрытие его способностей. Содержание в наших учебниках является ориентировочной основой для организации деятельности как на уроке, так и во внеурочное время. Средствами предметов мы предлагаем выращивать функционально грамотную личность, то есть человека, способного продуктивно действовать в любой жизненной ситуации. Нами разработаны современные психолого-педагогические принципы, которые определяют алгоритм создания наших учебников, и специальные технологии, которые мы рекомендуем использовать в образовательном процессе.

- Кто руководил созданием образовательной системы?

- Нашим руководителем долгие годы был академик А.А.Леонтьев, психолог, человек с энциклопедическими знаниями. Он первый убедил всех нас, что реально создать образовательную систему нового поколения. В 2003 году его не стало. Премию он получил вместе с нами, но, к сожалению, уже посмертно. Неоценимую помощь оказал академик Д.И.Фельдштейн. Его теория взросления легла в основу наших учебников. Ш.А.Амонашвили помог реализовать его «гуманную педагогику». Очень много современных и необычных идей, связанных с воспитанием учащихся, привнесла в нашу систему академик С.К.Бондырева.

- Вам оказывало помощь российское педагогическое сообщество?

- Неоценимую помощь нам оказала Российская академия образования. Мы всегда встречали полное понимание и заинтересованное участие. Многое сделали учителя из различных регионов России, те, которые апробировали наши материалы, те, кто своим учительским опытом обогатил нашу образовательную систему.

- Рустэм Николаевич, ваше имя в стране ассоциируется с названиями ваших учебников: «Капельки солнца», Маленькая дверь в большой мир», «Путь к станции Я». Как родилась идея курса литературного чтения?

- Начну с того, что мы с Екатериной Валерьевной Бунеевой глубоко убеждены: чтение художественной литературы никогда не уйдет из нашей жизни. Но наслаждение художественным произведением будет доступно лишь тем, кто научился или кого научили правильно читать. Мы учим чтению как разновидности общения, общения с автором произведения.

Нам хотелось, чтобы современные школьники открыли для себя литературные произведения, которые когда-то эмоционально потрясли их родителей. Для этого мы начали с «Азбуки», то есть ведем нашего ученика от азов техники чтения к становлению его в качестве грамотного читателя.

- Рустэм Николаевич, приятно, что ваш труд отмечен высокой правительственной наградой.

- Конечно. Но это награда не только нашему коллективу, это награда десяткам тысяч российских учителей, которые работают по системе «Школа 2100» и которые теперь знают, что эту образовательную систему поддерживает Правительство России.

- Что заставляет вас двигаться дальше? Ведь можно уже почивать на лаврах: система создана, учебники написаны, даже награда есть...

- Образовательная система, как живой организм - развивается, совершенствуется, и остановиться здесь нельзя. Хочется, чтобы наша образовательная система пришла в преподавание в педагогических вузах. Мы видим конкретные результаты нашей деятельности, радуемся успешности наших учеников. Уверен, возрождение России как могущественной державы произойдет через образование. Но для этого надо еще многое сделать. Лев Николаевич Толстой в одном из своих трудов по образованию написал «Будущего нет: оно делается нами».