Продолжение. Начало в №№31, 34, 40, 44, 48 за 2008 год, №№4, 8 за 2009 г.

Оказавшись в неблагоприятной товарищеской среде, подросток обретает различные комплексы, психологическую неустойчивость, результатом чего может стать агрессивность в семье, с младшими, с учителями. В этих условиях невозможно говорить о нормальном психическом и нравственном развитии ребенка. Да и физическое его здоровье под угрозой.

Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между людьми - важнейшая функция воспитателя.

Однако нельзя идти только по следам событий, приходится вести серьезную пропедевтическую работу по обретению детьми культуры общения, культуры поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях.

Проблема общения выводит нас на нравственный облик человека.

Когда говорят «общечеловеческие нормы нравственности», имеют в виду общечеловеческие ценности.

Высшая ценность - человеческая жизнь. Посягать на нее не имеет права никто. Она дана человеку природой, и только природа может ее забрать.

Другая ценность, осознанная человечеством на заре своего появления, - преклонение перед человеком, который дал тебе жизнь, - боготворение матери.

Родная земля, дом, семья - те ценности, из которых вырастают достоинство человека, стремление к свободе, патриотизм и гражданственность.

Право другого человека на собственную уникальность, на физическую и духовную самобытность, на другое мнение и собственные оценки; если это право осознается с детства каждым, то становится ценностью, позволяющей развиваться и отдельным людям, и обществу в целом.

К числу общечеловеческих ценностей относится окружающая нас природа (она ведь принадлежит не только тому, кто рядом с ней, но дает кислород и другие богатства всем людям Земли); продукты человеческого труда; культурное наследие различных народов и наций.

Все их понять и освоить сразу школьнику трудно. Их постижение идет и на уроках, и в чтении, благодаря кино и телевидению. Но если каждый день и каждый час держать их в качестве стержневых ориентиров жизни детского сообщества, они становятся регуляторами норм общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков.

С позиции защиты ребенка иначе высвечиваются и основные направления работы воспитателя, обеспечивающие благополучие в сфере учения.

Защита человека возможна лишь тогда, когда она побуждается состраданием или верой в лучшие возможности человека. Если учитель видит в ученике «тупицу», «ленивого», «до конца испорченного», «безнадежного», то есть идет к нему с установкой: «С этим что ни делай, все без толку» - такой педагог не может быть защитником личности.

Учение - очень трудная работа. Едва ли не самая трудная из всех. Надо понимать, что, хотя основы знаний необходимо получить каждому, профессионально познавательной деятельностью, научной работой будет заниматься далеко не каждый. У одного мальчишки золотые руки: он может сделать любую вещь, другого не оторвешь от моделей, третий добр и просто гениален в общении с другими. Может, это и будет их жизненной стезей? А пока надо брать себя в руки, заставлять себя зубрить, сосредоточенно работать на уроке, регулярно выполнять задания учителя, что дано не каждому. Если учебных требований подросток не выполняет, за этим стоит опыт (не всегда положительный) начальной школы, интеллектуальный и культурный уровень родителей, психологические особенности самого ученика, его здоровье. Понятно, что дисциплинарными мерами, ужесточением требований здесь ничего сделать нельзя. Поэтому начинать надо с другого.

Все, что говорилось о здоровье, о положении в среде сверстников, состоянии семейного климата, классный руководитель берет на вооружение. Защита ученика означает на этом этапе: разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника, стремление добиться, чтобы каждый учитель так же понимал и сострадал ученику, как это сумел сделать классный воспитатель. Вспомним, в школе Василия Александровича Сухомлинского учили всех: и слабых, и больных. Сухомлинский не ставил двоек, для него важна была не отметка, а то, что человек оставался в атмосфере познания, что юные годы он провел не на улице, не в грубой некультурной среде, а в духовном общении с учителем и товарищами; в общении с книгой, с историей, с культурой.

Опытный педагог знает, сколько из школ выходит постоянно ругаемых, слабо успевающих детей, которые потом становятся мастерами своего дела в сельском хозяйстве или в промышленном производстве, обслуживании людей. А для многих настает такой момент, когда приходит осознание необходимости расширения или углубления своего образования и они начинают учиться вновь.

Итак, классный воспитатель защищает не ученика, а человека в нем, подходит к каждому подростку, говоря словами Макаренко, с оптимистической гипотезой.

В данном разделе мы не ставили своей задачей раскрыть всю систему работы классного руководителя по программе «Ученье». Назовем лишь основные направления: изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий и наблюдений за детьми; совместная работа с «малым педсоветом» (общение с учителями-предметниками, завучем); организация консультативной помощи отдельным учащимся по предметам; проведение совместных с другими учителями внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы учащихся; выработка совместной политики и тактики помощи ребенку со стороны семьи; организация самообслуживания, учебной работы класса.

Олег ГАЗМАН, Александр ИВАНОВ

Продолжение следует