Продолжение. Начало в №39 за 2006 г., №№4, 8, 21, 34, 39, 43, 48 за 2007 г., №№13, 18, 26, 44 за 2008 г., №4 за 2009 г.

Скорость письма измеряется при переписывании из книги на лист бумаги. Текст должен быть хорошо знаком ученикам, перед написанием его надо прочитать и разобрать смысл. Переписывание длится три минуты, при проверке не учитываются ошибочные или небрежно написанные буквы. Общее количество правильно написанных букв делится на три.

Для успешной учебы в средних классах надо, чтобы по окончании начального обучения скорость аккуратного письма была не менее 60 букв в минуту. В большинстве же классов средняя скорость письма соответствует нормативному значению (40-45 букв в минуту).

По результатам замеров проводится диагностика для выяснения целесообразности проведения тех или иных упражнений технологии.

При проведении нулевого замера обычно скорость письма у большинства учеников не достигает 60 букв в минуту. Можно рекомендовать переход на более мелкое написание строчных букв (высота 2-2,5 мм) и использование пасты темного цвета. В черновике можно поупражняться в написании вслепую коротких слов длиной в 3-6 букв, например «сон», «хлеб», «марка», «радуга».

Через месяц проводится первый замер. Если скорость увеличилась на 5-10 букв в минуту, то в специальных упражнениях нет необходимости; если же прибавка за месяц составила менее 5 букв в минуту, то в течение второго месяца выполняются ежеурочные упражнения - переписывание из книги в черновую тетрадь в течение 1-3 минут. Увеличение частоты тренировок и стимулирующее действие режима самозамеров благотворно сказываются на увеличении скорости письма. Лучший результат дня ученик записывает в дневник.

В конце второго месяца проводится еще один замер: у большинства учеников скорость письма достигает уже 60 букв в минуту, но некоторым необходимо выполнять специальные упражнения для развития моторики рук: можно попробовать лепку из пластилина, штриховку фигур, рисование по клеткам.

Технология совершенствования умножения

Замер скорости вычислений лучше проводить, перемножая двухзначные числа. Умножение занимает центральное место в арифметике: до умножения надо усвоить сложение, без умножения нельзя освоить деление.

Для замеров заготавливаем карточки, содержащие не менее 10 вариантов заданий по четыре примера в каждом. Пока они лежат лицевой стороной вниз, ученики подписывают на них свои фамилии. Длительность выполнения (одна минута) строго контролируется. По команде «Начали!» ребята переворачивают листочки и приступают к решению. По команде «Закончили!» все одновременно прекращают писать, переворачивают и сдвигают на край парт листочки.

При оценке выполненных работ неправильно вычисленные цифры не учитываются. Не учитываются и заранее написанные цифры условия. Значит, в решении примера, приведенного ниже, не будут учтены цифры 3, 6, 4, 7 и 1. А как быть с цифрой 5? Фактически она ошибочна, но сложение-то (1 + 4 = 5) выполнено верно. Цифра 5 считается условно правильной и подлежит учету. В приведенном решении примера 9 правильно определенных цифр.

Если, допустим, в первом примере контрольного задания правильных цифр девять, во втором - десять, в третьем - шесть, а последний пример не был начат, то общее количество цифр, вычисленных за минуту, равно 25. При умножении двухзначных чисел отметка «5» ставится за 40 цифр в минуту, «4» - за 30, «3» - за 20. Таким образом, скорость 25 цифр в минуту соответствует отметке «3».

Первый замер скорости умножения может привести учителя в шоковое состояние: обычно в классе из 30 человек всего 1-2 пятерки (40 цифр в минуту), 3-4 четверки (30 цифр в минуту), а остальные ученики получают тройки и двойки.

Проведенные замеры позволяют провести диагностику, разделив учащихся на три группы:

в первую войдут те ученики, у кого скорость умножения меньше 15 цифр в минуту, - они плохо знают таблицу умножения;

во вторую - те, у кого скорость умножения составила от 15 до 30 цифр в минуту, - значит, следует совершенствовать умение умножать;

третью группу составят ученики, вычисляющие на хорошем уровне - более 30 цифр в минуту.

Система упражнений состоит из двух частей: для качественного освоения таблицы умножения и для технологичного совершенствования умения умножать.

Если после летних каникул в классе много учеников, не достигших даже уровня 15 цифр в минуту, то начинать надо с повторения таблицы умножения, используя для этого «сорбонки», то есть карточки, на одной стороне которых написаны элементы таблицы, а на другой - ответы, например:

7 х 9 63

Слабые ученики отбирают из колоды карточек те, которые еще не освоены, и многократно их просматривают. Таким образом, каждый повторяет только «свои» элементы, что позволяет сконцентрировать усилия и увеличить частоту тренировки. Через несколько дней даже самые слабые ученики будут знать таблицу умножения.

Вторая часть системы упражнений основана на применении карточек технологичного тренажа. Это два набора карточек - для многократного использования и для самопроверки.

В карточках многократного использования условия примеров написаны «под обрез», то есть так, что для записи решения места нет. Такие карточки можно многократно использовать, что упрощает подготовку учителя. Под карточку подкладывается лист бумаги, и ученик, не переписывая условия, решает примеры в течение одной минуты. Потом следует взаимопроверка работ соседями по парте.

Тренировочные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 2-3 недель.

Вячеслав ЗАЙЦЕВ, научный руководитель межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность»

Продолжение следует