Номинация «Радость». Именно радости посвящено большинство работ.

Радость - что это?

Ребята из спецшколы №10

г. Рязани:

«Радость - это встреча с друзьями» (Ангелина Глинова).

«Радость - это когда тебя ждут» (Вика и Инна Хировы).

«Радость - это когда все вместе» (Маша Пуговкина).

...Плывет среди зарослей камыша белый лебедь. Его изобразила Маша Герасимова (село Армизонское Тюменской области): «...Летом мы с моими новыми мамой и папой ходили в лес. Мы шли по тропинке и вышли к озеру, которое пряталось среди деревьев и травы. Родители показали мне чудо - из-за камыша выплывала белая птица. Я никогда не видела такой красоты. Это был лебедь. Мне было так радостно. Мама сказала, что радостью надо делиться с другими. Вот пусть мой лебедь принесет радость другим...» Так в редакции «УГ» появился Машин плывущий лебедь.

Аня Батыгина (город Нефтеюганск Тюменской области), любительница чтения и компьютера, нарисовала себя у своего дома, где она собирает цветы, а вокруг на аккуратных грядках созревает урожай - ягоды и овощи. Папа и мама Ани с гордостью рассказывают о каждом успехе своего ребенка: как Аня справляется со своим недугом, как впервые испекла торт, какая Аня молодец.

Целая серия маленьких рисунков пришла из Армизонской средней школы (1-й класс, вспомогательная программа). Классный руководитель Надежда Андреевна Муравьева пишет: «Пусть ребята не блистают талантами, пусть ограниченны способности, но они не ограничены духовно. Никита, например, имея тяжелейшую травму позвоночника, рисует. И таких детей целый класс.

...души этих детей такие, что смогут обогреть и растопить сердца многих из нас. В них соединяются усилие, терпение и желание порадовать кого-то... Надеемся, что наши рисунки оставят в ваших сердцах радость за этих детей, у которых, несмотря на все их проблемы, живет внутри своя сказка».

С фотографии смотрит на нас очень серьезный Алеша Ефимов, мальчик из деревни Кюрлево Чувашской Республики. Трудолюбив, летом помогает родителям пасти стадо. Застенчивый, любит малышей. Он нуждается в помощи. Его учительница Галина Зотова прислала бесхитростные Алешины рисунки - звери, птицы, жующий сено красный конь.

Тщательно выполненный в графике рисунок «Мой дом» - мечта Алеши Косушкина (Екимовичская общеобразовательная специальная школа-интернат Смоленской области). Тщательно прорисованы детали дома. Только из письма и фото понимаешь, каких физических усилий стоило Алеше нарисовать свои рисунки. На фото Алеша рисует, помогая себе двумя руками. И глядя на его работы, испытываешь глубокое уважение к мальчику и его учителям и воспитателям, которые буквально заново формируют его.

Сережа Королев - «Мы всегда вместе» (поселок Лесной Рязанской области). Для Сережи радость - это быть вместе с мамой.

Юлия Панкова из детского дома города Краснокамска Пермского края изобразила себя в пачке и на пуантах, назвала свой рисунок «Я очень хочу быть балериной».

Мария Кравченко (поселок Полазна Пермского края) нарисовала своего любимого кота, общаться с которым для нее настоящая радость.

Ильдар Иванов (город Менделеевск Республики Татарстан) прислал в технике «батик» «Вид из школьного окна».

Даша Морозова (город Серпухов Московской области, АНО «Дети») назвала свое произведение «Нежность». Нежные розово-голубые волны света пронизывают небо и землю. Белые птицы парят в воздухе.

Владимир Омельяненко (село Смородинка Челябинской области) неразлучен со своим братом Павлом. Братья очень любят друг друга. Если одному больно, то плачут оба. У Володи больные ноги, и чтобы ходить, нужны операции. В свои семь лет он их перенес уже четыре. Мечтает бегать, кататься на велосипеде. Он нарисовал себя здоровым, весело катающимся на велосипеде.

Целую серию работ на тему «Радость» прислали ученики школы-интерната города Ступина Московской области. «Мы помогаем детям сделать первый шаг в мир, учим радоваться общению друг с другом», - пишет, представляя работы, заместитель директора по воспитательной работе Елена Викторовна Тюмнева.

«Радость - это окружающая нас красота, - пишет Таня Балабанова (Алтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида). - Мы любим березу, свой рисунок я выполнила на бересте. С полена, которое приготовили для дров, мы сняли бересту, обработали ее и сделали рисунки». А Саша Васильев и Света Коробейникова считают, что у человека будет радостно на душе, если есть чему удивляться, когда друзья рядом и когда тебя любят. «Эти дети без попечения родителей. В этом году у них выпускной бал, и мы расстанемся. Радует то, что у них останутся хорошие воспоминания о школе, классе и нашем кружке...» - пишет Ольга Петровна, воспитатель.

Вова Раковский (деревня Красненькая Тамбовской области) радуется, глядя на своего кота Рыжика, портрет которого он прислал на конкурс.

Номинация «Фантазия»

«...Мне кажется, люди каждую минуту фантазируют, потому что хотят верить в лучшее». (Карина Латыпова, село Николо-Березовка Республики Башкортостан.)

Дима Митенков (детский дом №10, Санкт-Петербург) нарисовал «небесных жителей» и написал: «... Однажды озорной ветер пригласил меня в гости на небо. Он носился на своем самокате и дул на облака. Они сталкивались, закрывали солнышко и горько плакали. Солнце хмурилось и пряталось за тучи. А ночью Луна качалась на облаках и разбрасывала тысячи ярких звезд...»

«Сказочный город» - коллективная работа 4-го «В» класса (детский дом города Копейска Челябинской области). Классный руководитель Е.В. Назайкина поясняет: «В нашем волшебном городе дома - первые буквы детских имен, а из туч идут цветочные дожди, а коровы дают не только молоко, но и сок, и газировку, рыбы летают по небу и поют песни, а деревья умеют ходить и живут только около домов с добрыми жителями. Собаки меняют цвет в зависимости от времени года».

Рисунок Дарьи Андреевой (Москва, АНО «Дети») «Тайные силуэты настроения» интересен по цвету. Спокойные и нежные цвета пересекаются с тревожными и резкими. Так и настроение у человека меняется неожиданно от радости к грусти.

В интересной технике - бумажной мозаике - изобразил замок своей мечты Владимир Ильин (город Краснокамск Пермского края).

Заза Газиева придумала «Птицезверя», который добр, умеет слушать музыку и все понимает, глядя на нас своими огромными глазами (Москва, школа надомного обучения №542).

Анастасия Лоншакова (село Кафтанчиково Томской области) на фотографии улыбается. Ее одноклассница Оксана пишет, что в Настиной открытой улыбке, перерастающей в заразительный звонкий смех, - вся ее сущность. Рисунок «В стране чудес» необычен. Из письма учителя: «Наверное, многие дети в нашей стране рисуют так же необычно и красиво, как Настя. ...эта девочка, будучи еще младенцем, лишилась рук и ног».

Фантастические бабочки, превращаясь в сказочный орнамент, напоминают свободно расписанную ткань. Их придумала Алина Латыпова (поселок Березовка Республики Башкортостан).

Владислав Сметанкин (Санкт-Петербург, коррекционная школа №565) нафантазировал «Зеркало-парикмахера»: «Каждое утро, когда я встаю с постели, меня встречает Зеркало-парикмахер. Оно весело улыбается, причесывает меня и строит смешные рожицы. Потом, подмигнув, провожает меня в школу. Поэтому у меня целый день хорошее настроение...»

Номинация «Однажды в сказочной стране»

Свою сказку Ксения Назайкина (город Копейск Челябинской области) придумала вместе с мамой, когда пришлось лежать в больнице и делать многочисленные уколы. Чтобы детям не было грустно и страшно, родилась сказка про ладошки:

Однажды в сказочной стране

В той, что вижу я во сне,

Птицы, звери, все живое

Получались из ладони.

Я о море мечтала,

Море я нарисовала,

Я ладошку обвела -

В море рыбка поплыла.

Обвела еще ладошку -

Получился осьминожка,

Осьминожка-осьминог, нету рук, а много ног...

В этой сказочной стране

Рисуй, что хочется тебе...

Летит по небу в своей ракете-ступе «Бабушка Яга», освещенная лунным светом. Ее нарисовал Сергей Воронов (город Анапа Краснодарского края).

Светлана Шарапова (город Ревда Свердловской области) изобразила «Любовь к природе». По сказочному лесу идет Светлана. Необычные деревья протягивают к ней свои ветки.

Настя Андреева (город Слюдянка Иркутской области) пишет, что «нарисовала себя, а вокруг летают птицы, волшебная пыль, и мне очень радостно...». Насте, несмотря на то что она быстро устает, очень нравится рисовать. «...Мама сказала, что нужно сделать еще несколько операций, и я буду маленько ходить, и руки мои будут обе работать, тогда я смогу сделать маме с братом подарок своими руками...»

У всех особых детей одна общая боль - проблемы со здоровьем. Это очень трудная тема. Но эти дети живут среди нас, стараются справляться со своими недугами. Им необходимы наше сочувствие и понимание.

Мы очень хотим показать работы участников конкурса всем читателям газеты, взрослым и детям. А начать решили со школьников - сверстников наших авторов. В нашей школе №807 вместе с классным руководителем 11-го класса Мариной Игоревной Серегиной мы провели классный час - импровизированную выставку детских работ и сопроводили ее рассказом об авторах. Марина Игоревна делится своими впечатлениями от классного часа: «Уроки, подготовка к ЕГЭ, личные заботы каждого ученика... Остается очень мало времени на «воспитание души». Знакомство с творчеством особых детей, с их судьбами, вызвало потрясение у меня и моих учеников. Во время рассказа я смотрела на лица ребят - как сосредоточенно и серьезно они слушали, рассматривали фото и рисунки, какая тишина стояла в классе во время рассказа. Я не узнавала своих детей. Что остается в их сердцах? Какие чувства и переживания рождаются в их душах? Мы обратились к ребятам с просьбой написать письма авторам понравившихся работ».

Вот некоторые из размышлений:

Насте Лоншаковой: «...рисовать такие красивые и многоплановые картины может далеко не каждый. Настюша! Продолжай творить! Ведь рисуя, человек вкладывает всю свою душу. А делясь своей душой с другими, ты получаешь от них частичку себя. И это здорово! Творческих успехов, радуй мир своими красками! Ты молодец!» (Аня Горохова).

«...Рисунок просто волшебный, глядя на него, можно легко погрузиться в сказку. Он незабываем». (Светлана Дикова).

Всем: «...Как только я увидела ваши рисунки и услышала рассказ о вас, мне захотелось написать всем вам. Судьба многих нас испытывает, но мы не имеем права падать духом. Надо жить. Взгляните - солнце, природа, звери и птицы... А люди? Ведь обязательно найдутся те, которые протянут руку помощи. Я уверена, что в каждом из нас есть нечто светлое, важно увидеть это в себе и развить это. Своими рисунками вы во многих из нас «разбудили» те добрые чувства, которые дремали в наших сердцах... Спасибо вам!» (Лиана Ахматханова).

«Пусть солнце светит вам всегда! Пусть каждый день приносит вам что-то радостное, чувствуйте, ощущайте радость от каждой мелочи, все будет хорошо, если в это сильно верить! Творите и рисуйте, дарите нам всегда радость от ваших произведений! Они прекрасны!» (Ирина Чень).

Хочется надеяться и верить, что рисунки ребят помогут нашим ученикам научиться ценить жизнь.

В этих заметках мы ознакомили читателей лишь с частью работ, но, повторюсь, каждый участник конкурса заслуживает уважения и признания. И мы обязательно продолжим публикацию рисунков.

«Учительская газета» проводила такой конкурс впервые (напоминаем, что список лауреатов - в №8 за 2009 г. и на сайте www.ug.ru). Мы будем очень рады услышать ваши мнения и предложения о проведении таких акций в дальнейшем. Если вы хотите написать авторам или их родителям и педагогам, помочь им добрым словом, советом, пообщаться друг с другом, оказать любую посильную помощь, пишите Оксане Родионовой, все адреса есть в редакции.

Наталия БОГДАНОВА, заслуженный учитель РФ, учитель изобразительного искусства средней школы №807, Москва