Досье «УГ»

Качество социализации учеников общественно активных школ на порядок отличается от средних показателей. Причина этого кроется в самом принципе активного участия учеников в жизни местного сообщества.

Ты можешь быть прекрасно обучен технике общения, но тебе все равно будет страшно. По той причине, что ты никогда еще никому не был полезен. Ты всю жизнь выступал просителем. А на просителя реакция у людей специфическая. ОАШевец привыкает к партнерству, он понимает, что может принести добро, может быть полезен.

Среди эффективно работающих ОАШ есть и элитные гимназии, и сельские малокомплектные школы, и школы, работающие в неблагополучных с социальной точки зрения районах.

Статфакт

Общественно активная школа (ОАШ) - это модель развития школы в тесном взаимодействии с местным сообществом. Это взаимодействие реализуется как посредством активного участия школьников в жизни сообщества (добровольческое движение, благотворительные акции, шефство), так и через вовлечение местного сообщества в жизнь школы через превращение ее в центр общественной жизни. ОАШ обеспечивает единство образования и жизни учащихся.

Реализация вариативной модели ОАШ обеспечивает преобразование школ изнутри, которое воспринимается как их естественный рост, а также органичную интеграцию школы и сообщества, воспринимаемую как создание целостного социально-педагогического пространства.

Движение ОАШ является международным и охватывает сегодня более 80 стран мира. В различных странах создаются многочисленные вариативные модели общественно активных школ. В России впервые развитие ОАШ началось в 1996 году с нескольких школ в Сибири.

Наиболее успешными примерами развития местных сообществ через внедрение технологий ОАШ является деятельность красноярского центра «Сотрудничество», Омского ресурсного центра, воронежской детской общественной организации «Искра», Ассоциации ОАШ Хакасии. Этими организациями разработаны модели тренинга и тиражирования опыта в рамках модели ОАШ. Накоплен серьезный методический потенциал. Взаимодействие и поддержка школ, работающих по модели, осуществляется через ресурсные центры и через интернет-портал www.cs-network.ru. По оценкам российских и международных экспертов в области образования, модель имеет огромные перспективы для развития в России.

- Родион Сергеевич, как вы видите перспективу использования опыта, наработанного за время развития движения ОАШ, в высшей школе?

- Движение ОАШ в России развивается как движение энтузиастов. В школу идут тренеры-общественники, передающие опыт проектной деятельности. В применении к педагогам общественно активных школ слово «обучать» говорить неправильно. Работа всегда идет в режиме сотворчества. Сегодня созрела критическая масса наработок в этой области, которую можно систематизировать и выводить на другой уровень, предлагать более широкому кругу людей.

И здесь придется искать новые пути, новые механизмы распространения опыта. Сейчас движение растет в первую очередь за счет тренинговой деятельности, которую ведут ресурсные центры. Ресурсный центр проводит тренинг для педагогов, люди идут в свои школы, и зарождаются новые две-три ОАШ. Мы хотим придать этому процессу некую системность. Чтобы помимо тренингов возникли новые пути, приводящие в движение заинтересованных педагогов.

- Что для этого нужно сделать?

- Во-первых, нужно систематизировать и осмыслить то, что уже наработано, во-вторых, ввести идеи и технологии общественно ориентированной педагогики в постоянно действующую систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. И тут автоматически встает вопрос о союзе с высшей школой.

- Почему вузы должны пойти на это?

- Ответить на этот вопрос можно сразу с нескольких точек зрения: во-первых, с педагогической. Качество социализации учеников общественно активных школ на порядок отличается от средних показателей. Причина этого кроется в самом принципе активного участия учеников в жизни местного сообщества. Дети не играют в жизнь, готовясь к ней, а включаются в нее, решая реальные проблемы своих соседей. В определенный момент ребенку надоедает играть, ему хочется быть взрослым.

- А его еще по-прежнему воспринимают как ребенка...

- Все мы знаем, что надо в ребенке видеть равного, относиться с уважением. Да, надо. Но как к равному относятся к человеку, когда он что-то делает полезное. К человеку, который играет, трудно относиться как к равному. Это все из области умозрительных концепций. И сам подросток ощущает этот разрыв, наигранность ситуации. Когда эти самые дети делают действительно полезные вещи, они уже ведут взрослую жизнь, делают реальные полезные дела и при этом учатся. У них действительно иная форма взаимоотношений складывается с людьми. ОАШевцы не боятся вступать в коммуникацию со взрослыми, оканчивая школу. И не потому, что их учат каким-то техникам общения. Ты можешь быть прекрасно обучен технике общения, но тебе все равно будет страшно. По той причине, что ты никогда еще никому не был полезен. Ты всю жизнь выступал просителем. А на просителя реакция у людей специфическая. ОАШевец привыкает к партнерству, он понимает, что может принести добро, может быть полезен.

- Педагогический аспект ясен. Какой еще?

- Директор школы - государев человек. Перед ним поставлена государственная задача - он обязан на базе своей школы формировать общественно-государственное партнерство. У него должен работать управляющий совет, он должен вступать в активное партнерство с властью и сообществом. Об этом недвусмысленно говорится во всех программных документах. Но для того чтобы решить эту задачу, мало одного желания. Нужны технологии, причем технологии апробированные, опирающиеся на реальные истории успеха.

- Их как раз сегодня очень активно ищут...

- Да. Но в ОАШ уже есть ответ на эти вопросы. Причем масса практических действующих схем. И в этом смысле модель ОАШ бесценна. В общественно активных школах наработан огромный практический опыт формирования общественно-государственных партнерств, вовлечения общественности в работу школы, установления партнерских связей с местными властью и бизнесом. Опыт движения ОАШ сегодня очень востребован. Поэтому мы уверены, что найдем себе союзников среди тех вузов, которые работают с руководителями образовательных систем и школьными педагогами. Мы хотим, чтобы курсы, связанные с технологиями ОАШ, были внедрены в программы переподготовки директоров школ, организаторов воспитательной работы, классных руководителей, которые регулярно проходят повышение квалификации. Сегодня, используя нашу партнерскую сеть, мы ищем 10 вузов, которые осуществляют повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров в самых разных городах страны. Отношения мы устанавливаем на уровне вуза, но партнером нашим становится выпускающая кафедра. Для сотрудничества нам нужна гарантия, что разработанные курсы встанут в учебный план. Далее кафедры выберут педагогов, которые заинтересованы в разработке авторских курсов и их преподавании. Это могут быть самые разные курсы. Например, по организации частно-государственного партнерства на базе школы для директоров или по технологии воспитательной работы с использованием ресурсов местного сообщества. С этими преподавателями наши эксперты и практики ОАШ будут работать практически год. Мы будем возить их в эти школы, давать возможность знакомиться с различными наработками, общаться друг с другом. По итогам проекта разработанные учебно-методические комплекты будут опубликованы, и участники проекта начнут преподавание своих курсов в рамках систем повышения квалификации.

- Представители вузов прекрасно понимают, что современная система повышения квалификации будет трансформироваться, и если они не покажут, что развиваются в новую сторону, то их услуги окажутся невостребованными. Более того, я знаю даже ситуации, когда в регионах создаются альтернативные институты.

- Система повышения квалификации уже сейчас в подавляющем большинстве регионов конкурентна, потому что муниципальное управление образования, а иногда даже школы сами вправе выбирать для себя поставщика услуг по повышению квалификации. Это может быть институт повышения квалификации, педагогический вуз. Зачастую это вообще бывает непрофильный (непедагогический) вуз.

Есть еще одна особенность ОАШ. В отличие от многих прекрасных авторских экспериментальных педагогических моделей, в рамках которых удается достигать таких же эффектов в области социализации учащегося, ОАШ - модель для массовой школы. Среди эффективно работающих ОАШ есть и элитные гимназии, и сельские малокомплектные школы, и школы, работающие в неблагополучных с социальной точки зрения районах. Сила этой модели именно в том, что она позволяет любой школе строить партнерство с местным сообществом и вовлекать своих учащихся в живую, реальную деятельность, давая им гражданское воспитание не на словах, а на деле.