Цель: сформировать у подростков первичные умения анализировать любую социальную ситуацию, представляющую возможность делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение.

Потребительская культура

Существуют нормы и законы, регулирующие отношения между людьми в различных сферах жизни. Каждый сознательный человек старается им следовать. Серьезный шаг на пути к достойной самостоятельной жизни - стремление узнать, изучить и понять смысл общепринятых норм, писаных и неписаных законов. От степени их осознания зависит и правовая культура человека, и его культура в целом.

Человек не только создает материальные и духовные блага, но и пользуется тем, что создали другие, потребляет плоды труда других людей. Один из принципов культурного потребления - использовать не больше, чем нужно, разумно и рационально. Другой - знать закон и уметь защитить свои потребительские права.

Итак, потребительская культура - это совокупность исторически сложившегося уровня потребностей человека, умение и возможность разумно удовлетворять эти потребности, степень развития законодательства и институтов защиты прав потребителей.

Важнейшие слагаемые потребительской культуры - осознание человеком рациональных потребностей, отвечающих уровню развития общества, уровню его материального производства и духовной культуры; определенность и обоснованность прав и обязанностей потребителя, защита потребителя государством и другими организациями от неправомерных действий продавцов и производителей.

Можно выделить различные уровни потребительской культуры: оптимальный, завышенный и заниженный. При оптимальном (наиболее благоприятном) уровне потребительской культуры человек потребляет материальные и духовные блага в соответствии с уровнем своих возможностей: «хочу = могу - надо». При завышенном уровне потребительской культуры человек потребляет значительно больше своих возможностей, за счет других. В этом случае «хочу = надо» превышает «могу». При заниженном уровне потребительской культуры человек потребляет меньше исторически сложившихся норм, чрезмерно экономен, он или аскет, или не отстаивает свои права. В этом случае «надо» значительно ниже «хочу и могу».

Что такое культура?

Перечислите слагаемые потребительской культуры.

Охарактеризуйте различные уровни потребительской культуры.

Задание для самостоятельной работы: охарактеризуйте различные уровни потребительской культуры.

Суверенитет потребителя

Суверенитет потребителя - право владельца любых видов ресурсов (земли, недвижимости, денежных средств) самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Суверенитет потребителя дает возможность, например, принимать решения о продаже принадлежащих ему ресурсов ради извлечения выгоды и получения средств для существования и развития, это право израсходовать принадлежащие ему денежные средства на приобретение любых имеющихся на рынках товаров и услуг.

Правомерность и необходимость такого суверенитета потребителя кажутся настолько очевидными, что иной модели общества вроде бы и не может существовать.

С суверенитетом потребителя прямо связан суверенитет производителя. Свобода производителя ограничена, поскольку ее реальные рамки определяются спросом покупателей. (Спрос - это желание и возможность покупателей купить товар в нужном месте, в нужное время и нужного качества.) Именно от предпочтений покупателя зависит набор товаров, которые выгодно производить.

Человек стремится удовлетворить в первую очередь самые необходимые потребности (голод, жажду), как только ему удается удовлетворить какую-то из этих потребностей, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.

Итак, в поведении потребителя четыре основных фактора психологического порядка: мотивация, восприятие, усвоение, убеждение и отношение.

Мотив (или побуждение) - нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.

Восприятие - это процесс отбора человеком поступающей информации для создания значимой картины мира.

Усвоение - это определенные перемены, происходящие в поведении человека под влиянием накопленного им опыта. Человек усваивает знания в процессе деятельности.

Убеждение и отношение. Действуя, человек приобретает убеждение и отношение, а они в свою очередь влияют на его покупательское поведение.

Какие психологические факторы лежат в основе человеческой деятельности?

Что такое мотив? Чем мотив отличается от потребности?

Разнообразие человеческих потребностей

При удовлетворении своих потребностей человек руководствуется мотивами. Мотив - это побудительная причина, повод, определяющий направленность действий. Мотивы определяют поведение и деятельность человека.

Потребности возникают и развиваются с развитием человека. Например, у ребенка они не такие, как у взрослого человека. Отличаются потребности не только у людей разного возраста, но и у людей с разным уровнем знаний, разным положением в обществе, разными доходами. Человек должен руководствоваться в удовлетворении своих потребностей не только инстинктом, желанием, но и разумом.

Вывод: с развитием и ростом человека возрастают и видоизменяются его потребности.

Классификация потребностей

Человек, семья, предприниматели, предприятия, города, регионы, страны - все имеют множество потребностей. Основные виды потребностей:

Биологические потребности обеспечивают жизненные функции организма человека.

Социальные потребности необходимы для активного взаимодействия человека с обществом.

Материальные потребности необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека.

Духовные потребности - потребность приобретать новые знания, совершенствовать свой внутренний мир.

Большинство потребностей человека относятся к категории насыщаемых. Человек не может есть сверх предела сытости. Предприятию тоже не нужно получать сырье сверх требуемого для выпуска продукции. Но есть и ненасыщаемые потребности. Это чаще всего потребность в деньгах, славе, власти.

Потребность в защите

Законом установлены следующие права потребителей.

Право потребителей на просвещение в области защиты своих прав обеспечивается через организацию системы информации о правах потребителя и необходимых действиях по их защите - органами местного самоуправления, общественными организациями по защите прав потребителей, территориальным управлением Государственного антимонопольного комитета путем издания информационных бюллетеней, специальных буклетов, проведения семинаров и конференций, публикаций в прессе.

Право потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг. Требования к качеству товара (работы, услуги) подлежат обязательной сертификации, точному соответствию стандартам, условиям договора.

Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг). Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении, транспортировке и утилизации были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имуществу.

Право потребителей на информацию. Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, исполнителя) предоставления необходимой и достоверной информации о его предприятии, реализуемых товарах и режиме его работы.

Право потребителей на возмещение морального вреда. Под моральным вредом понимаются устойчивые (а не временные) физические страдания и нравственные переживания.

В случае продажи товаров ненадлежащего качества потребитель обладает рядом прав, которые закреплены в Основах гражданского законодательства, Законе РФ «О защите прав потребителей». Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены в договоре продавцом, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара; замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжения договора и возмещения понесенных убытков.

Право потребителей на возмещение морального вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги). Закреплено в ст. 131 Основ гражданского законодательства, в ст. 151 Гражданского кодекса РФ, которая введена в действие с 1 января 1995 года и в ст. 15 Закона «О защите прав потребителей».

Права потребителей при выполнении работ и оказании услуг регулируются ст. 27-38 Закона «О защите прав потребителей». В ст. 27 данного закона закреплена обязанность исполнителя заключить договор на выполнение работ и оказание услуг.

Право потребителей на признание условий договора недействительными, если они ущемляют их интересы. Важной гарантией охраны прав потребителей является установление запрета на включение в договор условий, ущемляющих права граждан по сравнению с правами, установленными законодательством (ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»).

Судебная защита прав потребителей. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом.

Потребительская культура

Потребитель имеет право на то, чтобы товары при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья (ст. 7 закона), а также не причиняли вреда его имуществу. Для этого существуют строгие стандарты качества. В стандартах устанавливаются обязательные требования, которые должны обеспечивать безопасность жизни, здоровья потребителя.

Что же считается недостатком товара? Под недостатком понимается несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги). Недостатки могут быть явными, скрытыми и существенными.

Явные недостатки - такие, которые могут быть обнаружены при принятии (передаче) товара от изготовителя, например, путем осмотра, примерки или для обнаружения которых установлены специальные правила проверки (обнаружения), например подключение к сети при покупке.

Скрытые недостатки проявляются в процессе эксплуатации (употребления) или хранения.

Существенный недостаток - это недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением и который не может быть устранен из-за больших затрат труда и времени или проявляется вновь после его устранения.

Вполне понятно, что если при покупке будет обнаружен явный недостаток, то такой товар не следует покупать. Если же товар имеет скрытые недостатки, а вероятность приобретения такого товара весьма велика, в статье 19 Закона «О защите прав потребителей» установлены сроки для обнаружения недостатков в товаре и предъявления требований потребителей. На одни товары устанавливаются специальные сроки для обнаружения недостатков - это гарантийный срок, срок годности и срок службы, на другие сроки могут быть не установлены.

Если на товар имеется гарантийный срок или срок годности, то потребитель может предъявить требования по поводу обнаруженных недостатков в эти сроки.

Гарантийный срок (ст. 5 закона) определяет период времени, в течение которого товар должен сохранять свои потребительские свойства. Он устанавливается на технически сложные товары (радиотелевизионную аппаратуру, автомотосредства, бытовую технику) и другие товары длительного пользования (обувь, меховые изделия). Изготовитель не будет нести ответственность, если докажет, что недостатки возникли в результате нарушения потребителем правил пользования, хранения или действия непреодолимой силы.

Итак, покупая товар, не забывайте о том, что прежде всего он должен быть качественным. Если вы случайно приобрели товар с недостатком, то помните, в какие сроки вы можете предъявить требования по поводу их устранения, и, конечно, обязательно обращайте внимание на специальные сроки, установленные для товаров.

Майя КОЛЯДЕНКОВА, учитель права и обществознания, Саранск