Пример карточки:

- Отметить на линии времени 325 г. до н.э. и 325 г. н.э. Какой год был раньше? На сколько лет раньше? Какой год был следующим за 325 г. до н.э. и 325 г. н.э. Какая из этих двух дат нам знакома? Что произошло в этом году?

Здесь и далее за каждый правильный устный ответ ученики получают жетоны.

3. Учитель: Покажите на карте Грецию и определите словами местоположение.

Вопросы:

- На какие части делится Древняя Греция?

- Какими морями омывается Древняя Греция?

- Как греки объясняли название Эгейского моря?

Ребята выполняют задание №3 в «Рабочей тетради по истории Древнего мира» Г.И.Годер.

- Чем природные условия Древней Греции отличались от природных условий Древнего Египта?

- Какие трудности испытывали греческие земледельцы?

Ребята выполняют задание №23 в «Рабочей тетради по истории Древнего мира» Г.И.Годер.

- Какие полезные растения хорошо росли на почвах Греции?

- Как греки поступали с излишками виноградного вина и оливкового масла?

- Что такое колонии?

- Покажите на карте греческие колонии.

- Что греки покупали в колониях?

- Сделайте вывод: каким занятиям благоприятствовали природные условия Древней Греции.

4. Учитель: Вы помните, что в древности в Элладе существовало много государств.

Вопросы:

- Покажите на карте два государства, которые мы изучали подробно.

- Определите словами их местоположение.

- Чем отличалась Спарта от Афин?

Дети выполняют задание №20 в «Рабочей тетради по истории Древнего мира» Г.И.Годер.

- Сделайте вывод: основы какой власти заложили реформы Солона в Греции?

- Вы помните, что в конце VI в. до н.э. владыка огромной Персидской державы могущественный царь Дарий I задумал подчинить себе всю Элладу. Что из этого вышло?

- Какие знаменитые битвы этой войны вы знаете?

- В каком году они произошли?

- Почему Греция - небольшая страна, к тому же разделенная на десятки государств, - сумела дать отпор могущественной Персидской державе?

- Под началом какого города-государства объединилась Древняя Греция?

5. Учитель: Мы с вами совершим воображаемое путешествие в Афины.

Работа в группах. Ученики получают иллюстрации: «Афинский акрополь», «Статуя Афины в Парфеноне», «Театр Диониса в Афинах», «Театрализованные представления в Древней Греции». Дается время на описание иллюстраций, затем выступает по одному ученику от каждой группы. Ребята из других групп рецензируют ответы.

Дети выполняют задание №55 в «Рабочей тетради по истории Древнего мира» Г.И.Годер.

6. Учитель: Я расскажу вам об одном представлении в театре.

Учитель читает текст из «Методического пособия по истории Древнего мира» Г.И.Годера о том, как актер пародирует во время представления стратега.

Вопросы:

- В каком государстве Эллады происходит действие?

- Почему стратег терпел ядовитые и злые насмешки над собой?

- Что угрожало бы стратегу, если бы он, как правитель города, прервал представление?

- Сделайте вывод: можно ли проследить связь между развитием культуры и демократии?

- Каковы причины ослабления Греции в конце V-IV вв. до н.э.?

- Почему греки победили Персию, но были подчинены Македонией?

Подсчитываются жетоны, выставляются оценки.

Светлана ВЕЛИКАНОВА, учитель истории Давыдовской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов, Воронежская область