В русской языковой картине мира есть одна замечательная особенность - эмоции занимают куда более важное место, чем ум, разум, рассудок. Мы даже голосуем сердцем, помните? Вместилище истинно ценного знания - это душа или сердце, а не голова. Да что там знания.... Носитель русского языка говорит: «Душа запросила рыбки отведать», и никто не скажет «желудок запросил». Язык - это живой организм. Можно предположить, что в этом организме есть горячее сердце, умная голова, душа, легкие, а есть, простите, кишечник или, того хуже, прямая кишка. Носители языка в силу характера, воспитания и жизненных ценностей выбирают, в какой части языка им комфортнее. В зависимости от того, в какой языковой среде мы пребываем большую часть нашей жизни, формируется не только речь, но и наше бытие, наша картина мира.

Есть люди увлеченные, творческие, умные, и речь у них образная, живая, с юмором. Общаться с ними - удовольствие: узнаешь новое, невольно перенимаешь манеру говорить. Но многие живут на уровне речевой клоаки, среди словесных нечистот. Для них бранное слово - вещь привычная и понятная, а более умное или тонкое вызывает насмешку или раздражение. Они стараются приспособить мир под свои понятия, снизить высокое. Пренебрежительно обзовут девушку «чиксой», и можно при ней крыть матом, курить в лицо и сплевывать под ноги. Юрий Александрович Вакутин, преподаватель Омской школы милиции, еще четверть века назад составил самый большой словарь преступного мира России. По его просьбе осужденные находили «свои» синонимы к словам из словаря Ожегова. И не ко всем отыскались аналоги! Нет в криминальном мире слов про веру, надежду, любовь, как нет и самих явлений. Зато убийство имеет 250 «криминальных» синонимов, деньги - 200!

Школа не сможет окультурить речь ребенка, если в семье принято общаться на уровне «сам дурак», «ща как вмажу». Придет пацаненок в школу и таращится: что за странный народ, непонятный. Со временем эмоциональная пропасть между ребенком и процессом обучения может превратиться в стойкое взаимное отторжение. Вывод: берегите своего ребенка, защищайте его от речевых отбросов, как можно раньше начинайте вместе читать и обсуждать книжки, давайте ему возможность надышаться, насладиться красивой родной речью, богатством русского языка, его мелодичностью, роскошной звуковой и эмоциональной палитрой.

Тамара СКОК, менеджер социального информационно-просветительского проекта «Современный русский» Омского государственного педагогического университета