Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Электронное приложение

Цель: исследование закономерностей изменения элементов погоды на примере своей местности.

Задачи:

Обучающие - отработка умений работать с цифровыми данными, использовать персональный компьютер для обеспечения информационного процесса, строить графики.

Развивающая - развитие умений и навыков использования программы MS Excel на уроках.

Воспитательные - воспитание любви к своей малой родине, развитие чувства прекрасного, умения действовать в группе, с уважением относиться к суждению одноклассников.

Оборудование: мультимедийное оборудование, персональные компьютеры (объединенные в локальную сеть).

Ход урока

I. Организационный момент.

Перед началом урока ребята выбирают карточку любого цвета (каждый цвет парный) и садятся за персональный компьютер, который отмечен аналогичным цветом карточки.

II. Основная часть.

Изменение погоды - следствие изменения основных элементов погоды, изменение одного показателя обязательно приводит к изменению других показателей.

Для того чтобы проследить эти изменения, давайте построим графики изменения основных элементов погоды нашего поселка. Данные взяты из дневника наблюдения за элементами погоды в сентябре 2007 года. Графическое изображение наиболее наглядное, можно отследить динамику изменения ключевых элементов в целом.

Программа MS Excel специально предназначена для работы с табличными данными и построения графиков.

Данная практическая работа, выполненная в программе MS Excel, должна стать наглядным подтверждением, что изменение какого-либо элемента погоды обязательно приводит к изменению других элементов и погоды в целом. Нам надо объяснить почему и сделать вывод. Работаем в микрогруппах.

У каждого из вас инструкционная карточка. Пошаговое выполнение заданий приведет вас к верному выводу.

Инструкционная карточка

1. На рабочем столе откройте файл MS Excel Пр8-5 (см. файл на сайте www.ug.ru как электронное приложение к публикации данного урока).

2. Из своего дневника наблюдений за элементами погоды в сентябре 2007 года занесите данные основных элементов погоды (температура воздуха, давление, влажность воздуха) в таблицу.

3. По данным таблицы при помощи мастера диаграмм (выбрав параметры нестандартные - график 2 оси) постройте графики:

Выделить диапазон ячеек В1 : С31, с помощью мастера диаграмм построить график и сравнить, как изменяется температура воздуха в связи с изменением атмосферного давления.

Выделить диапазон ячеек С1 : D31, с помощью мастера диаграмм построить график и сравнить, как изменяется влажность воздуха в связи с изменением атмосферного давления.

Выделить диапазон ячеек В1 : В31, нажать Ctrl, выделить диапазон ячеек D1: D31 и с помощью мастера диаграмм построить график и сравнить, как изменяется влажность в связи с изменением температуры воздуха.

4. Обсудите полученные результаты.

5. Сохраните полученные результаты под именем АВС (где АВС - ваши инициалы).

III. Заключительная часть урока.

Продемонстрируйте построенные графики на мультимедийном экране.

Докажите, выявили ли вы изменения элементов погоды в связи с изменением других элементов.

Вывод: с изменением одного из элементов погоды изменяются и другие элементы, что приводит к изменению погоды в целом.

IV. Рефлексия.

Заранее заготовленные рисунки (в персональном компьютере) залить цветом, который, по мнению учащихся, соответствует прошедшему уроку (красный - очень хорошо, желтый - нормально, синий - плохо).

Елена КОНСВИК, учитель географии, Наталья АФОНИНА, учитель информатики средней школы №48 ОАО «РЖД», победители XI конкурса методических разработок «Сто друзей», пос. Мана, Красноярский край